Витражи своими руками, техника Тиффани

Сегодня самое большое распространение среди других технологий изготовления витражей получила техника, которая носит имя своего создателя Луи Тиффани. Американец Луи Комфорт Тиффани, который родился и вырос в семье известных ювелиров, в конце 19 столетия начал свои опыты по изготовлению витражей. Вначале им были введены некоторые усовершенствования в технологию сборочного процесса и изобретены новые стёкла. Опыты Тиффани оказались настолько успешными, что Гран-при Всемирной Парижской Выставки был присвоен его витражам. Сегодня технология Луи Тиффани получила признание во всём мире. Эта техника выполняется с применением более, чем 150 цветов и художественные стёкла самых разнообразных фактур от самых знаменитых, признанных мировых производителей.

Т ехника Тиффани отличается от других своим способом соединения стёкол между собой. В отличие от других техник, где стёкла скрепляются между собой при помощи протяжки, в этой технике каждое стёклышко обтачивается и обрамляется медной лентой, потом эскиз выкладывается на кальке, где стёклышки соединяют между собой, спаивая их оловянным припоем с каждой стороны, а потом весь витраж покрывают патиной.

При помощи техники Тиффани можно создавать объёмные витражные полотна с выпуклыми или вогнутыми отдельными элементами.

Необходимое оборудование и расходные материалы для изготовления витража

– олово, марка ПОС-61;
– стеклорез наливной с латунной рукояткой;
– специальное масло для стеклорезов (заменители – машинное масло, керосин)
– щипцы для разлома стекла;
– паяльник, 100 Вт.
– шлифовальная машинка типа «Kristall»;
– фольга медная (черная) 5,16 мм, другое название – фолия, от англ. Foil;
– флюс или паяльный жир, паяльная кислота;
– патина (черная или медная);
– П – образный латунный профиль 4х4х4 мм;
– латунный пруток, диаметр 3-4 мм;
– защитные очки;
– ножницы для вырезания шаблонов;
– небольшие ножницы (можно маникюрные);
– небольшие ножницы по металлу;
– маленькие гвозди, молоток;
– деревянные рейки, 1х2 см;
– жесткая кисточка;
– скотч широкий, прозрачный и малярный.
– писчая бумага. Чем прозрачней, тем лучше. Но не калька.
– ватман;
– клей-карандаш.

Эскиз витража

З а основу эскиза данного витража взято реальное фото кленового листа. Так как эта работа выполняется учеником, линии рисунка были максимально упрощены.

Общие правила построения линий эскиза:

– чем больше в рисунке витража Т-образных пересечений, тем он прочнее;

– если швы витража планируются широкими, лучше не делать узкие длинные элементы с очень острыми углами. Во-первых, широкая фолия все равно закроет значительную часть поверхности элемента, а во-вторых, не имея достаточно опыта, можно легко перегреть стекло до образования трещин.

– если витраж планируется узким и высоким, предусмотрите в эскизе плавные линии от края до края, для ребер жесткости.

Эскиз витража распечатывается в натуральную величину в двух экземплярах, с учетом полей (минимум 2 см).

Каждый элемент нумеруется, и один эскиз разрезается по линиям специальными ножницами для шаблонов. Эти ножницы имеют три лезвия. Центральное лезвие автоматически удаляет полоску бумаги шириной 1,27 мм,. В дальнейшем эта полоска компенсируется толщиной фолии.

Если это первая ваша работа, лучше нарезать шаблоны обычными ножницами, так как не имея опыта в резке и обточке стекла можно легко ошибиться. Вырезанный элемент будет чуть большего размера, чем требуется, и это даст возможность исправить возникающие при обточке ошибки.

Поверхность рабочего эскиза заклеивается широким прозрачным скотчем, чтобы защитить рисунок от случайного попадания на него воды.

Далее ваш эскиз по полям приклеивается малярным скотчем к рабочей поверхности. Рабочая поверхность должна быть идеально ровной. Затем по будущей границе вашего витража прибиваются деревянные рейки. Так как витраж начинают делать с угла, постепенно продвигаясь вниз и вбок, сначала обозначьте рейками стороны этого угла.

Выбор стекла

Современное витражное стекло американского, европейского и китайского производства отличается большим разнообразием фактуры, цветов и оттенков. В работе лучше использовать американское и европейское стекло. Некоторые фирмы, торгующие стеклом, продают также и его осколки. Обратите на них внимание. Стоят они значительно дешевле, и помогут разнообразить оттенками вашу работу.

При выборе стекла для витража, постарайтесь учесть, как будет освещаться ваш витраж, как сочетаются между собой фактура и цвет стекла.

Изготовление элемента

Вырезанный шаблон элемента №28 наклеиваем на лист стекла.

Стороны стеклянного листа имеют различную фактуру. Резать стекло проще по более гладкой стороне. Это, как правило, «изнанка» вашего витража.

Режем стекло по контуру. Стеклорез следует держать в руке как шариковую ручку, под углом 45? к поверхности стекла. Не нужно давить на стеклорез изо всех сил. Усилие требуется небольшое.

Старайтесь держать стеклорез ровно. Режущий ролик должен быть перпендикулярен поверхности стекла. Если он будет отклоняться, скол стекла пойдет под углом.

Резать стекло нужно от края до края куска, не прерываясь. Заканчивая линию, снизьте давление на стеклорез, иначе получится скол. Линии должны быть плавные, без углов и s-образных отрезков. Если нужно вырезать элемент с дугообразной стороной – разбейте дугу на несколько относительно прямых отрезков. Чем круче дуга, тем этих отрезков должно быть больше.

Пазы под стеклянные капли вытачиваются на шлифмашинке

После того, как вы провели режущим роликом по стеклу, в нем образовались микротрещины. Несильное постукивание концом рукоятки стеклореза (латунного!) по линии отреза с обратной стороны, приводит к увеличению этих трещин и расколу стекла.

Если кусок стекла небольшой, эту операцию можно проделать в руках. Если же необходимо вырезать большой фрагмент – положите лист стекла на край стола.

Для того чтобы отломить небольшой или узкий фрагмент воспользуйтесь щипцами для разлома стекла.

Вырезанный таким образом кусок стекла обрабатывается на шлифовальной машинке. При шлифовке обязательно надевайте защитные очки!

Цель такой обработки – окончательная доводка по размеру, плюс создание шершавой поверхности кромки стекла, необходимой для лучшей фиксации фолии.

Рабочей частью шлифмашинки является шлифовальная головка. Поверхность соприкосновения головки и стекла в процессе работы должна постоянно смачиваться водой. В противном случае, абразивная поверхность быстро приходит в негодность.

Шлифовальные головки бывают различного диаметра и зернистости: тонкая, стандартная и грубая. Стандартная и грубая головки позволяют быстро обработать кромку стекла, но при их использовании неизбежны небольшие сколы. Они незаметны, если использовать широкую фолию, которая их прикроет. Если же планируется сделать тонкий шов в 2-3 мм, целесообразно использование тонкой шлифовальной головки.

Шлифуя стекло, периодически прикладывайте его к вашему эскизу, проверяя соответствие размера. Необходимо учесть, что после обмотки размер элемента несколько увеличится.

Обмотка элемента медной фольгой

Каждый элемент витража оборачивается фолией. Фолия представляет собой медную полоску различной ширины, с одной стороны покрытую черным или бесцветным клеем. В зависимости от цвета используемой патины, выбирается или «черная» или «медная» фолия. Это важно при изготовлении изделий из прозрачного стекла.

Для того чтобы фолия хорошо прилипала к стеклу, его необходимо насухо вытереть и, при необходимости, обезжирить.

Старайтесь, чтобы загибаемые края фолии были одинаковой ширины. Небольшие неровности можно исправить при помощи ножа или лезвия бритвы, но нельзя допускать больших перекосов. Это влияет не только на эстетику, но и на прочность витража.

После оборачивания фолию необходимо разгладить по всей поверхности. Это можно сделать при помощи обычной пластиковой ручки.

Готовый элемент зафиксируйте на вашем эскизе при помощи небольших гвоздей.

Пытаясь добиться тонких швов, не старайтесь подгонять детали друг к другу «с хрустом». Элементы должны лежать свободно. В противном случае, во время пайки стекло может треснуть даже при несильном нагреве.

Далее все швы обрабатываются флюсом. Он удаляет окислы с поверхности меди и способствует разжижжению олова. Каждый флюс хорош по своему, но мне больше нравится немецкий паяльный жир. Он наносится на швы кисточкой.

Если с момента обмотки до момента пайки поверхность меди сильно окислилась, паяльный жир можно смещать с паяльной кислотой.

Пайка швов

При изготовлении витражей в технике Тиффани, используют олово марки ПОС-61.

Кончик оловянного прутка кладется на шов и сверху прижимается разогретым до рабочей температуры паяльником. В таком положении паяльник ведется вдоль шва.

Не следует долго держать паяльник на одном месте – можно перегреть фолию и стекло.

Высоту шва вы определяете сами. С количеством олова надо быть аккуратным. Его излишки конечно можно «согнать» на стекло, но если олова будет слишком много, стекло может треснуть.

Перед тем как паять «начисто», покройте все швы небольшим количеством олова.

Дефекты пайки исправляете сразу.

Так как по контуру витраж будет обрамлен в латунный профиль, необходимо оставить непропаянной некоторую длину швов по периметру.

После того, как все элементы витража спаяны между собой с двух сторон, делается рама витража.

Для этого берется П-образный профиль: 4х4х4 мм или 8х4х8 мм, в зависимости от величины витражного полотна. Он обеспечивает витражу достаточно жесткий каркас.

Профиль режется на отрезки равные длине каждой из сторон витража. Затем край полотна вставляется в профиль и припаивается к нему в местах соприкосновения профиля и швов. Для этого швы по краям витража оставляют с минимальным количеством олова на них. Места соприкосновения отрезков профиля также пропаиваются. Далее, в случае необходимости, профиль покрывается оловом.

После завершения пайки витраж следует тщательно вымыть проточной водой, используя жесткую щетку и обезжиривающие средства типа «Фейри».

Нанесение патины

Патина наносится на сухие, чистые и обезжиренные швы. Работать лучше в перчатках. Из основной емкости перелейте в рабочую небольшое количество патины.

При помощи губки нанесите патину на швы. Остатки использованной патины нельзя смешивать с исходным раствором, так как при этом теряются его свойства. Далее витраж моется мягкой губкой, с использованием средств для очистки стекол.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Витражи Тиффани — верх утонченности и изысканности

Ни одна витражная техника и стиль исполнения, пожалуй, не известны настолько, насколько известны витражи Тиффани. Изделия американского дизайнера из стекла узнаваемы даже людьми, абсолютно далекими от декоративно-прикладного искусства. Самобытные оконные витражи, ювелирные украшения, абажуры, вазы и картины более ста лет задают тон в витражном деле. Большие и маленькие, плоские и объемные витражи Тиффани способны стать изысканным украшением практически любого интерьера. В чем же их секрет?

Содержание:

Фото 1 — Витражные лампы Тиффани

Особенности витражей Тиффани

Технология

Классическая технология создания наборного витража, применявшаяся веками, предусматривала использование свинцового прута для соединения отдельных стекол. Масштабные витражи таким образом можно было изготовить, а вот небольшие изделия тонкой работы – нет. Кроме того, изготовление свинцово-паечных витражей – достаточно вредная работа из-за испарений. Поэтому Луис Тиффани предложил использовать вместо свинца медную ленту.

Авторская технология предусматривала оклеивание каждого стеклянного элемента медной фольгой и спаивание их между собой при помощи олова. Витраж Тиффани может быть изготовлен и при помощи комбинирования свинца и меди.

Фото 2 — Дверной витраж, выполненный в технике Тиффани от Galamosaic

Материалы

В создании витражей веками применялись различные виды стекла, но для того, чтобы воплощать сложные многоцветные сюжеты, требовалось использовать более мелкие детали или роспись красками. Тиффани задался целью повысить декоративные способности самого стекла, и его эксперименты с различными добавками увенчались успехом.

Читайте также:  Драцена маргината окаймленная — уход за магическим растением

Впрочем, визитной карточкой витража Тиффани являются несколько особых видов стекла, не являющиеся изобретением именитого дизайнера, но популяризированых им.

Важно! Стекло Тиффани или опаловое стекло своим видом напоминает окрас одноименного камня. Благодаря специальным добавкам оно становится мутным и обладает интересным эффектом преломления света.

Иризирующее стекло отличается радужным металлическим блеском, получается благодаря присыпке остывающего стекла крошкой из металла.

Фото 3 — Опаловые и иризирующие стекла на фрагменте витража Тиффани

Эскизы

Витражи и витражные изделия Тиффани отличаются своим собственным стилем, сформировавшимся в рамках арт-нуво. Ему присущи природные мотивы и яркие краски, живописность без применения росписи и пограничность сюжетов между реальностью и стилизацией, современностью и прошлыми веками.

Картинки витражей Тиффани стали классикой, вдохновляющей на новые работы в стилемодерн. В то же время, следует различать витраж «в стиле» и витраж «в технике» Тиффани. Стиль Тиффани, передающийся сюжетом, линией, формой, цветом, фактурой, может быть реализован и в других витражных техниках, к примеру фальш-витраж. Так же, как и техника Тиффани может применяться для изготовления витража в других стилях.

Фото 4 — Живописный витраж в стиле Тиффани

Витраж Тиффани: заказать или сделать своими руками?

Как мы уже определились, не стоит расстраиваться, считая, что раз интерьер не в стиле модерн, в нем нет места витражу Тиффани. В такой технике может быть выполнен витраж любой стилистики. Тогда возникает разумный вопрос: витраж Тиффани заказать у мастера или сделать своими руками.

Чем сложнее желанное изделие и его монтаж, тем больше вероятность того, что стоит воспользоваться услугами профессионалов. Одно дело сделать витражную картину или витраж в межкомнатную дверь, и совсем другое –создать и установить большое витражное окно.

Фото 5 — Забавные фигурки, выполненные в технике Тиффани, от Пальмира Арт

В то же время, создать витраж Тиффани можно и своими руками. Но нужно быть готовым к тому, что медная фольга и специальные стекла – это далеко не все для витража. Специальное оборудование не понадобится (за исключением шлифовальной машинки для стекла), зато потребуются инструменты для резки и ломки стекла, паяльник, олово для пайки, флюс, латунный или стальной профиль для изготовления рамы, патина и т.п. Попробовать себя в качестве витражиста лучше на небольших изделиях.

Витражи Тиффани, мастер-класс:

$ Витражи Тиффани. Цена

Витраж – это произведение искусства, дорогостоящие материалы и кропотливая работа, соответственно и стоимость его немаленькая. Витражи Тиффани (цена в Москве) стоят около 25000 рублей за квадратный метр. Киевские расценки находятся на уровне примерно 6500 гривен за 1 кв. м.

Витражи Тиффани

Витражи Тиффани – это особая техника изготовления витражей . Умелая комбинация материалов для витражей , тщательный подбор тончайших цветовых оттенков могут превратить даже небольшое изделие в подлинное произведение искусства. Изделия Тиффани – это идеальное сочетание элегантности, роскоши и изящества. Мастера студии «Арт-Ультра», имеющие огромный опыт создания витражей, смогут выполнить декорирование самых разнообразных предметов интерьера из высококачественных марок стекла. Витражи могут украшать не только окна и двери, но и стенные ниши, подвесные потолки, панно, ложные окна с подсветкой, раздвижные межкомнатные перегородки, светильники, кованые изделия, мебель, зеркала и даже небольшие сувениры.

История витражей Тиффани

Изделия Тиффани имеют особую притягательную силу. Стремясь облегчить и уменьшить вес витражей, создать сложные, филлигранно-тонкие изделия, Луи Тиффани смог полностью изменить целое направление в витражной технике. Свинцовые прутья, традиционно используемые для соединения стекол, казались ему слишком грубыми. Поэтому Тиффани стал скреплять кусочки стекла не свинцом, а медными полосками, которые склеивались пчелиным воском, а затем спаивались оловом.

Таким образом, у него появилась возможность соединить даже мельчайшие кусочки стекла и создать изящные и воздушные изделия любых форм, в том числе и криволинейных. Его изобретение произвело подлинную революцию в стеклоделии. Наконец появилась возможность спаивать не только плоские витражи, но и использовать вогнутое стекло самых разнообразных форм и создавать сложные объемные, в том числе круглые и овальные изделия.

Но стекло от Тиффани – это еще и цвет. Дизайнер стал изобретателем не только новой техники изготовления витражей, но и особого вида стекла «fabril» (пламенеющее). Фирменным знаком мастера можно считать и ирризирующее стекло с металлическим глянцем. Его изготавливали еще до Тиффани, однако известным оно стало только после того, как он стал использовать его в своих работах. Заслугой изобретателя стал и его особый стиль (который иногда путают с техникой Тиффани). Изделия в стиле Тиффани (стиле «модерн») – это витражи насыщенных цветов с пейзажами и природными мотивами, а также отсутствие грубых прямых углов и линий. Сегодня произведения Тиффани украшают храмы, а его коллекция витражей и ювелирных изделий выставлена в Нью-Йорке в музее «Метрополитен» .

Витражи Тиффани: технология

Процесс изготовления витражей Тиффани складывается из следующих этапов:

  1. Определение размеров, выбор рисунка и цветовой гаммы. Каждый тип витражного изделия (потолок, окно или ниша и т.д.) имеет максимально допустимые габариты. Суммарный вес витража рассчитывается по особой формуле. К примеру, один фрагмент витража Тиффани для потолка не должен быть больше 60х60 см. В случае необходимости изготовления более крупных изделий витраж делится на отдельные фрагменты.
  2. Разработка эскиза.
  3. Подборка стекла. Цветное стекло обладает очень интересной особенностью – определить его истинный цвет возможно только при наличии особого освещения – ни одна фотография не сможет передать тончайших оттенков стекла, освещенного лучами света. Поэтому на данном этапе следует особенно внимательно подойти к подбору цветовой гаммы.
  4. Эскиз будущего витража дублируется на монтажном листе в натуральную величину (эту заготовку профессионалы называют «картоном»). Для создания шаблонов «картон» разрезается на отдельные детали.
  5. Изготовление изделий криволинейных форм производится на матрице, которая специально изготавливается под каждое новое изделие. На матрицу наносятся линии эскиза, по которым производится сборка.
  6. Нарезка стекла на отдельные фрагменты.
  7. Шлифовка острых краев и неровностей стекла с помощью шлиф-машины и его подгонка.
  8. Каждая деталь оборачивается по периметру медной фольгой, обезжиривается флюсом (особым химическим веществом для очистки металла). Медная фольга позволяет закреплять небольшие кусочки стекла и прорабатывать даже мельчайшие детали рисунка.
  9. Детали собираются на «картоне» и прочно спаиваются между собой свинцово-оловянным припоем с лицевой и обратной стороны. Ширина паяных швов зависит от задумки дизайнера, а также от требований к прочностным характеристикам изделия.
  10. Спайка для придания цвета покрывается патиной (чаще всего черной или коричневой). Для защиты припоя изделие дополнительно обрабатывается антиоксидантами.
  11. Обрамление витража (протяжка) для закрепления краев изделия. Протяжка может быть как латунной, так и изготавливаться из меди или нержавеющего железа. Для придания особой прочности для витража изготавливается сварная рама из железа, латуни или другого прочного материала.
  12. Изготовление конструкций для монтажа.
  13. Непосредственный монтаж изделия на объекте заказчика.

Примеры использования техники Тиффани для украшения самых разнообразных предметов интерьера и мебели вы сможете увидеть, воспользовавшись данным меню:

Витражи Тиффани

Луи Комфорт Тиффани, сын основателя знаменитой ювелирной фирмы Tiffany & Co, сделал успешную карьеру дизайнера и декоратора интерьеров и к концу XIX века решил сосредоточиться на дизайне и производстве витражей. Знаменитые «лампы Тиффани», прославившие его на весь мир, были всего лишь одним из направлений деятельности компании Tiffany Studio. Луи собрал замечательную команду специалистов стекольного производства и дизайнеров, которые помогли вывести производство стекла и витражей на новый уровень.

Его компания выполняла витражи для церквей, офисов компаний, частных лиц.

Эксперименты с технологий изготовления стекла и совершенствование приемов монтажа витражей позволили Тиффани достичь небывалой выразительности витражного изображения, сделать его более живым и воздушным, приблизить витраж к живописи. Невозможно даже приблизительно назвать количество цветовых оттенков, типов и фактурных особенностей стекол, производимых фабрикой Тиффани. Техника соединения деталей со временем стала столь изысканной, что позволяла соединять очень мелкие части в единое полотно с еле уловимыми переходами цвета. Луи Комфорт Тиффани развил технику пайки классического витража с помощью медной фольги и свинцовых протяжек. Толщина швов менялась автором намеренно, чтобы усилить впечатление естественности и выразительности рисунка.

Для изображений лиц, рук, рисунка складок, деталей Тиффани применял сложную монохромную живопись специальными стеклянными красками с последующим обжигом. Не добившись нужного цвета в производстве стекольной массы, Тиффани накладывал стекла слоями, получая необходимый тон, кроме того, такой прием создавал особую глубину изображения. В отличие от большинства витражистов, создававших витражи с цветными прозрачными стеклами, Луис Комфорт применял полупрозрачные стекла сложной текстуры. Такой материал пропускал меньше света, но работы выглядели объемнее и более походили на живопись.

Крупнейший в мире стеклянный купольный потолок (диаметр 11,5 м) выполнен Tiffany Studios для Престон Брэдли Холла в публичной библиотеке Чикаго (нынче чикагский культурный центр). Проект разработан Я.А. Хольцером. Верхняя часть купола, с витражными знаками зодиака из стекла Favrile в форме рыбьей чешуи, насчитывают 30 000 стеклянных деталей, распределенных в 243 секциях. Опорная рама сконструирована чикагской фирмой Decorating Iron Company.

Кормящая фламинго. 1892 г. Один из ранних витражей, где Тиффани использовал богатые возможности опалового стекла и применил множественную ручную разрисовку. Со временем он добился более тонких швов, разнообразных светотеневых и тональных переходов.

Окно, заказанное Loren D. Towle в 1923 г, для установки на лестничной площадке в ее огромном неоготическом особняке. В композиции не использована подрисовка, все цветовые эффекты достигнуты складками, вплавленными частичками стекла, стеклянными нитями, растяжками, другими техниками. Metropolitan Museum, New York.

Окно «Розы и крест», 1906 г., было установлено в Laurelton Hall.

Витражное окно «Житие Христа». Частная коллекция

Витраж «Два ангела»

Витражное окно с пейзажем. Driehaus Museum

Витражное панно «Весна» из цикла «Времена года»

Витражное окно с весенним рассветом и окно с осенним закатом, Бруклинский музей

Витраж «Field of Lilies window »(витражное окно «Лилейное поле»), выполнено для Tiffany Chapel, Laurelton Hall, New York, Tiffany Glass and Decorating Company (1892–1900), музей Чарльза Хосмера Морса

Вознесение. Одно из 62 окон Л.К. Тиффани в Пресвитерианской церкви Ричмонда.

Нагорная проповедь. Арлингтонская церковь в Бостоне. На этом примере хорошо видно опаловое стекло по технике Drapery glass (драпировка стекла), использованное Тиффани для складок одеяния.

Пастырское окно. Вторая пресвитерианская церковь в Чикаго, Иллинойс.

Совершенный калейдоскоп – витражи Тиффани

Никто не сможет назвать даже приблизительное количество цветовых оттенков, типов и фактурных особенностей стекол, производимых фабрикой Тиффани. Все это разнообразие было, прежде всего, направлено для создания витражей. Л.К. Тиффани выполнял наибольшее количество оконных заказов, чем кто-либо из его современников-витражистов. Для изображений лиц, рук, рисунка складок, деталей Тиффани применял сложную монохромную живопись специальными стеклянными красками с последующим обжигом. Не добившись нужного цвета в производстве стекольной массы, Тиффани накладывал стекла слоями, получая необходимый тон, кроме того, такой прием создавал особую глубину изображения. В отличие от большинства витражистов, создававших витражи с цветными прозрачными стеклами, Луис Комфорт применял полупрозрачные стекла сложной текстуры. Такой материал пропускал меньше света, но работы выглядели объемнее и более походили на живопись.

Читайте также:  Все про межкомнатные двери пенал: виды и установка

В 1875 г. Луис Комфорт проводит свои первые эксперименты в стеклоделии на бруклинском предприятии Flint Glass Works. Сохранился один из витражей, выполненный в 1878 г. для верхнего этажа его студии Bella Apartments на 26-й улице в Нью-Йорке.

В 1878 г. образована компания Louis C. Tiffany and Company и Луис Комфорт открывает первый свой стекольный завод в Бруклине, который, к сожалению, вскоре сгорел.

В 1879 г. он формирует бизнес-группу «Луис Тиффани и ассоциация американских Художников» вместе с Кэндис Уилер, одной из первых женщин дизайнеров интерьера и текстиля, своим бывшим учителем Сэмюэлем Колманом и Локвудом де Форстом, известным интерьерным и мебельным оформителем.

С 1880 г. Тиффани продолжает опыты со стеком на заводе Heidt Glass Furnace в Бруклине.

Его произведения можно классифицировать по трем тематикам и назначениям:

  1. витражи с религиозно-философским содержанием, предназначенные для культовых, некоторых общественных и медицинских сооружений;
  2. работы на историческую и социально культурную тему для публичных и учебных заведений;
  3. особенно привлекательные романтические сюжеты, созданные для различных интерьеров.

Наиболее знаменитые религиозные произведения находятся в 48 крупнейших церквях по всей территории США. Наибольшее число витражей (62) содержит Пресвитерианская церковь в Ричмонде штата Индиана.

Триптих из трех окон в зале Совета управляющих Американского Красного Креста, заказанный для национальной штаб-квартиры в 1917 г. Считается крупнейшим витражным комплектом Тиффани для светского учреждения.

Образование. Витраж, заказанный для Йельского университета в Нью-Хейвене и установленный в читальном зале.

Крупнейший в мире стеклянный купольный потолок (диаметр — 38 футов, площадь — более 1000 квадратных футов) выполнен Tiffany Studios для Престон Брэдли Холла в публичной библиотеке Чикаго (нынче чикагский культурный центр). Проект разработан Я.А. Хольцером. Верхняя часть купола, с витражными знаками зодиака и полупрозрачная, из Тиффани Favrile стекол в форме рыбьей чешуи, насчитывают 30 000 стеклянных деталей, распределенных в 243 секциях. Опорная рама сконструирована чикагской фирмой Decorating Iron Company.

Витражное искусство существовало задолго до того, как к нему обратился Л.К. Тиффани. Однако мастеру удалось вдохнуть в витраж новую жизнь, сделать его более живым, воздушным. Техника соединения деталей со временем стала столь изысканной, что позволяла соединять очень мелкие части в единое полотно с еле уловимыми переходами цвета. Витражи, изготовленные на фабрике Тиффани, превосходно сохранились до наших дней. Свет, проходящий через витражные окна, наполняет смотрящего умиротворением, чистотой и преклонением перед талантом.

Воистину, в японской миниатюре заложен глубокий философский смысл – нет ничего на свете красивей, чем созданные природой цветы. И только мастер может сделать хрупкую красоту вечной, воплотив ее в скульптуре, на художественном полотне или, как Эмиль Галле, в стекле и дереве

Поистине, благословлен оказался род Жана Дома, сумевшего открыть небольшую стекольную мастерскую, которая благодаря наследникам и удачному сочетанию обстоятельств превратилась в известное, почитаемое стекольное производство Daum Nancy

Каждая эпоха имеет свои особенности, а любая продукция наделена чертами того исторического периода, в котором использовалась. Нет лучшего образца, чтобы посмотреть, как видоизменялось, совершенствовалось и укреплялось мощнейшее сегодня предприятие Baccarat

Витражи Тиффани – неповторимое очарование интерьера

Сродни ожившим фантазиям, в интерьер изящно вплетаются витражная техника Тиффани – благородный и необычный декор, названный в честь своего изобретателя. Эти изделия, имеющие свой секрет, который заключается в их сборке, настолько утончённые, что создают иллюзию росписи по стеклу. Prostocomfort изучал особенности этого неповторимого декора.

Витражи Тиффани представляют собой соединённые в виде мозаики небольшие переливающиеся кусочки стекла. В дизайне интерьеров художественные витражи Тиффани используются для декора перегородок, потолка, дверных и оконных проёмов, а также в качестве элементов интерьера: настенные панно, вазы, плафоны для светильников.

Источник фото: http://www.galler-art.ru/

Второе рождение витража

Америка стала второй родиной популярного в Европе ещё в Средние века искусства витража. Опалесцентное стекло, сегодня больше известное, как «стекло Тиффани», изобрел Джон Ла Фарж, использовавший его в 1875 году для изготовления витражей. Спустя некоторое время на новый тип стекла обратили внимание и другие художники и сами стали проводить эксперименты в этой сфере либо же просто копировать опалесцентное стекло Ла Фаржа. Особых успехов добился Луис Комфор Тиффани, поставив производство нового вида стекла и изделий из него на коммерческую основу. Между Тиффани и Ла Фаржем было заключено соглашение о том, что вторым названием опалесцентного стекла и изделий из него будет «стекло Тиффани».

Источник фото: http://f9.ifotki.info/

Зачастую название «Тиффани» вызывает ассоциации с известной ювелирной фирмой Tiffany Co. И действительно, связь есть. Луис Комфор Тиффани был сыном основателя фирмы драгоценностей – Чарльза Льюиса Тиффани, «Короля Бриллиантов».

Техника Тиффани

Луису Комфорту Тиффани удалось усовершенствовать технику пайки витража. Тиффани соединял фрагменты многослойного стекла, используя медную фольгу и свинцовые протяжки. Такой способ дал возможность соединять между собой мельчайшие стеклянные элементы и создавать из них сложные объёмные формы. Автором, специально для усиления эффекта появления случайного объёма, варьировалась толщина швов. Для придания изделиям максимального сходства с естественными формами, он растягивал, прокатывал, отливал будущие детали.

Источник фото: http://irmina.ucoz.ru

Эспериментируя дальше, Тиффани изобрел иризирующее стекло, которое стало его фирменным знаком. Это стекло получают, посыпая металлическими крупинками готовое, но ещё не остывшее стекло. В результате стеклянная пластина приобретает переливающийся всеми цветами радуги металлический глянец. Иризирующее стекло было известно уже до Тиффани, но настоящую известность приобрело благодаря ему. Имя Тиффани также сделало известным складчатое стекло, получаемое деформированием ещё мягкой пластины стекла. Самим Тиффани складчатое стекло использовалось при выполнении больших витражей для создания фонов, изображающих листву деревьев и другие растительные мотивы. В стекле Тиффани видел, прежде всего, средство для передачи цвета. В процессе изготовления стекла, он смешивал разные цвета и использовал их, как живописец оттенки палитры. Для получения необходимого оттенка, он складывал несколько стекол друг на друга. Таким образом, Тиффани создал многоцветное уникальное стекло «фавриль», которое в своей структуре содержало узоры из металла, полудрагоценных камней, эмалей.

Источник фото: http://irmina.ucoz.ru/

Отличие техники тиффани от традиционного витража

Техника Тиффани позволяет создавать достаточно сложные композиции, которые включают в себя чрезвычайно мелкие элементы. Медная фольга, в отличие от профиля из свинца, даёт возможность соединения небольших стеклянных элементов под произвольными углами по криволинейным граням. Таким образом, складывается рисунок каркаса, который намного прочнее традиционного, поскольку все, даже мельчайшие, элементы надёжно спаяны между собой.

Источник фото: http://irmina.ucoz.ru/

Картины и узоры из цветного стекла, выполненные в технике Тиффани, получаются объемными (вогнутыми или выпуклыми), в то время когда традиционная техника подразумевает получение плоской поверхности. Солнечные лучи при преломлении наполняют изделия светом и воздухом, придавая витражу при разной освещённости новый неповторимый вид.

Источник фото: http://s06.radikal.ru/

Витражи, выполненные в технике тиффани, имеют и такое чисто практическое достоинство, как отличная переносимость высоких температур, что позволяет их широко использовать не только для декорирования окон, дверей, перегородок, но и для оформления осветительных приборов: люстр, бра, торшеров.

Источник фото: http://remontyes.ru/

Коррективы современности в технологии

Современные витражи в технике Тиффани выполняют с использованием эрзац-технологии, где дорогостоящая бронза заменяется сплавом металла и пластика, внешне похожим на патинированную бронзу. Нарезанные цветные стекла по краям оборачивают полоской тонкой фольги с клеем, соединяют, спаивают между собой, облуживают припоем и тонируют.

Источник фото: http://bigpicture.ru/

При изготовлении витражей Тиффани обычно применяют трёхмиллиметровое полупрозрачное стекло, производства американской фирмы Spectrum. Стекло этой фирмы представлено в цветовой гамме приблизительно из 200 оттенков, оно бывает однотонным и многослойным, к примеру, с фактурой дерева. Особый эффект витражам Тиффани придет использование деталей, которые выпечены на прозрачной основе из цветного стекла (фьюзинг).

Современные трактовки витражей Тиффани

Современность вносит свои коррективы в дизайн изделий тиффани. Это, к примеру, появление абажуров с геометрическим орнаментом, что для стиля, который возник на почве вычурного ар-нуво – явление небывалое.

Источник фото: http://www.buildhome.ru/

Технология тиффани отлично смотрится при декорировании стеклопакета витражом для окон. Новшества представлены и светильниками небольшого размера, выполненными в виде фигурок животных. Ещё одним явным отступлением от стиля являются модели, где большая часть поверхности абажура одноцветная, а рисунок проходит только по краю изделия.

Источник фото: http://fs109.taba.ru/

Вариант оформления входных дверей витражом Тиффани выполняют расположением стеклянных вставок в стеклопакет с триплексом, укрепляя стекло противоударной пленкой. Такой витраж приобретает надёжность, сохраняя свою эстетическую ценность.

На сегодняшний день мастерские предлагают изделия, представляющие собой современные копии и вариации на темы стиля модерн. Возможно использование в дизайне современных ламп и оригинальных эскизов начала века (знаменитые стрекозы и ирисы), и современных рисунков в этом стиле.

Источник фото: http://www.metmuseum.org/

Приобретение неповторимого декора Тиффани

Как правило, все изделия Тиффани выполняются на заказ, готовые изделия приобрести нельзя. Заказчик в любой витражной мастерской может выбрать из предложенных дизайнерами эскизов или сделать индивидуальный заказ на изготовления изделия с заданной тематикой.

Источник фото: http://imgc.allpostersimages.com/

Стоимость работы зависит от марки стекла, которое используется, и количества стеклянных фрагментов на одном квадратном метре. Для изготовления витражей Тиффани применяют исключительно особое полупрозрачное «опаловое» мерцающее стекло высочайшего качества, поэтому витражные мастерские избегают называть точные цены. Изготовление виража Тиффани может обойтись от 400 до 2000 долларов за квадратный метр. Цена абажура, где в технике Тиффани выполнено лишь обрамление, стартует от 200 долларов.

Источник фото: http://acdpro.ru

Популярность изделий Тиффани неуклонно растет. Будь то настольный светильник или витражная вставка в межкомнатной двери, они буквально преображают интерьер, привносят в него изысканность.

Источник фото: http://www.dimatriks.ru/

Актуальные адреса магазинов для декорирования домов и квартир смотрите здесь.

Т. В. Княжицкая “Витражи Тиффани”

Тиффани: личность, стекло, техника, стиль.

Кто сегодня не слышал о Тиффани? Это имя давно потеряло исключительную принадлежность конкретной исторической личности и стало нарицательным, обозначая придуманные им полтора века назад приемы и материалы в области художественного стеклоделия.
Развитие витражного искусства в XIX столетии долгое время пребывало на стадии освоения утраченных секретов эпохи Средневековья и Возрождения. Одним из самых смелых новаторов в области художественного стеклоделия, переставший оглядываться на наследие прошлого, стал американец Луис Комфорт Тиффани. Прогресс в области художественного стеклоделия во второй половине XIX столетия неразрывно связан с его деятельностью по созданию и применению новых видов стекол и усовершенствованию техники их соединения между собой.

Личность Тиффани
Тиффани родился в 1848 году в семье известного нью-йоркского ювелира и уже с ранних лет был причастен к «изящным искусствам». В 1865 году в возрасте 17 лет он совершил путешествие по Европе. Витражи Шартрского собора в Париже произвели на него неизгладимое впечатление и пробудили интерес к стеклу.

Свою художественную карьеру Тиффани начал как живописец и уже после того, как стал известен на этом поприще, стал заниматься стеклом. Первые результаты его деятельности в области витражного искусства его не удовлетворили. Изготавливаемые в то время стекла не соответствовали его требованиям. Тиффани чрезвычайно ценил силу света и естественную красоту материала. По его мнению, роспись красками лишь скрывала естественную красоту стекла, лишала его эффектности и производила неприятное впечатление. Тиффани считал, что в восприятии витражей наибольшую роль играет эффект транспаранта (сквозного прохождения света) и драгоценное сияние цветных стекол.

Читайте также:  Встроенная раковина: особенности и преимущества

Опыты Тиффани по изготовлению витражей из стекол чужого производства не были удачными. Поэтому при поддержке семьи он приобрел стекольную фабрику и начал экспериментировать. За короткое время он достиг замечательных результатов и смог собирать витражи из стекол собственного производства. Благодаря применению нового вида стекла — опалесцентного или опалового (иногда его называют радужным, что не верно), он с успехом справлялся с такими задачами, как изображение поверхности воды или листвы одной стеклянной пластиной без применения росписи красками. Только для изображения рук и лиц он использовал шварцлот.

К 1900 году Тиффани уже являлся одним из известнейших производителей стекла в мире. В его мастерских возникали стекла, невиданные до тех пор. На складах Тиффани, вероятно, крупнейших в мире, находилось до 200 тонн стекла примерно 5 тысяч различных оттенков, которые были классифицированы и разложены по специальной системе.

Изобретенная Тиффани техника медной фольги была первоначально предназначена для изготовления ламповых абажуров. Тиффани придавал большое значение лампам в оформлении интерьеров и стремился сделать их доступными для широких слоев населения. Его лампа «Цветущий лотос», собранная из 1600 стеклянных частей, диаметром 46 см. и высотой 35 см. стоила в 1906 году 400 $, а в 1989 году на нью-йоркском аукционе Кристи была продана за 1,2 млн. немецких марок. Относительно низкая цена обуславливалась серийностью продукции, выпускаемой мастерской.

В 1905 году в ателье было занято 200 человек. Хотя многие этапы работ были рационализированы, каждый абажур оставался уникальным произведением благодаря индивидуальной цветовой гамме и высочайшему мастерству ручного исполнения.
Не только сам Тиффани и мастера его ателье создавали проекты изделий. Для воплощения в материале он принимал и лучшие проекты других художников того времени. Так, например, знаменитый абажур «Стрекоза », получивший гран-при на Всемирной Парижской выставке 1900 года, был создан по проекту Клары Дрискол.

Не все лампы, имеющие подпись «Тиффани », ведут свое происхождение из этой мастерской. В это же время были и другие известные фирмы, создававшие ламповые абажуры. Среди них — Quezal Art Glass & Decorating Company, Crest & Co и Edward Miller & Co. Все они, в большей или меньшей степени, получали прибыль за счет успеха, который Тиффани завоевал своими лампами на Парижской выставке 1900 года, когда они вызвали настоящий бум.

Кроме абажуров в мастерской Тиффани проектировалась и ламповая арматура: подставки, основания, ножки, заклепки, навершия. И здесь Тиффани проявил себя художником, с любовью относящимся к детали. Его лампы — цельное произведение искусства, где абажур и арматура дополняют друг друга и составляют органическое единство.
Конструирование ламп в технике Тиффани сегодня стало для многих хобби. Некоторые оригинальные вещи можно сделать самому, купив набор из составных стеклянных частей и арматуры лампы или витража.

Стекла Тиффани
Стекло для Тиффани — это прежде всего цвет. Как живописец на палитре, так и он в процессе производства стекла смешивал различные тона и «рисовал » ими свои картины. Он чрезвычайно тщательно подбирал цвета и, если необходимого тона не было в одной пластине стекла, он складывал три или четыре стекла друг на друга по так называемому «сэндвич -методу», пока не получал желаемого тона. Известны случаи, когда уже из готового витража Тиффани выбивал своей прогулочной тростью не удовлетворяющие его фрагменты.

Деятельность Тиффани, несомненно, оживила художественное стеклоделие. Но собственно изобретателем опалесцентного стекла (или стекла Тиффани) он не является. Эта заслуга принадлежит Джону Ла Фаржу, который уже в 1875 году использовал опалесцентное стекло для витражей. Через некоторое время и другие художники обратили внимание на новый вид стекла и стали сами экспериментировать в этой области или просто копировать стекла Ла Фаржа. Тиффани не был исключением. Дважды он работал вместе с Ла Фаржем в его мастерской в Бруклине. Впоследствии Тиффани поставил изготовление опалесцентного стекла и предметов из него на коммерческую основу. При этом он заключил с Ла Фаржем соглашение о том, что ламповые абажуры, витражи из опалесцентного стекла и само это стекло будут носить имя Тиффани как второе название.

Для большинства стекол, используемых в произведениях Тиффани, характерна непрозрачность — их опалесцирующий эффект. Его получают, добавляя в состав сырья замутняющие вещества (олово или жженую кость). При добавлении костяного пепла в расплавленной массе образуются крохотные капельки фосфатного стекла, которые «глушат » (замутняют ) стекло. Эффект такого стекла состоит в том, что оно не столько пропускает свет, сколько его преломляет. В зависимости от массы непрозрачных веществ можно получить различные степени опалового эффекта.

Конечно, Тиффани использовал в своих работах и другие виды стекол, которые применялись в художественном стеклоделии еще до него. Среди них — кафедральное стекло, которое представляет собой окрашенное в массе прозрачное стекло. Промежуточное положение между опалесцентным и кафедральным занимает колоресцентное стекло, при изготовлении которого «глушеная » и прозрачная части стеклянной массы смешиваются не полностью и, таким образом, получаются пластины с матовыми и прозрачными участками. Античное стекло также изготавливают путем смешения прозрачной и непрозрачной масс. Если посыпать уже готовое, но еще не охлажденное стекло металлическими крупинками, то получится иризирующее стекло. При этом на поверхности пластины образуется металлический глянец, который переливается всеми цветами радуги. Иризирующее стекло также изготавливали уже до Тиффани, но только благодаря ему оно стало по-настоящему известно.

Опалесцентные и кафедральные стекла получают методом вальцевания: вязкая стекломасса прокатывается между двумя вальцами (или с помощью одного вальца на столе), и получается пластина. Каждая пластина, как во времени Тиффани, так и сейчас, изготавливается отдельно и имеет неповторимый вид. Структурированная поверхность образуется путем прокатки вальцами с соответствующим узором. Определенный цветовой эффект может быть получен, если прокатать вместе массу из разных плавок. Ребристое стекло или «Драпировки », получают, деформируя еще мягкую пластину. Сам Тиффани использовал «драпировки » и «складки » в больших витражах. В знаменитой композиции «Магнолии » из них сделаны цветы. Для наилучшего воздействия этих стекол необходима большая площадь фрагмента, так как в маленьких пластинках они слишком сильно дробятся. Беспорядочная поверхность такого стекла является источником сильной светотеневой игры, постоянно изменяющейся в зависимости от угла зрения. Тиффани использовал такое «складчатое » стекло для фонов в виде растительных мотивов или для изображения листвы деревьев. Как правило, одна сторона такого стекла остается гладкой и хорошо режется. Некоторые виды работ не позволяют использовать эти очень «живые » стекла. Кроме плоского стекла в некоторых своих работах Тиффани использовал стеклянные «камни “.

Техника Тиффани
Свинцовые прутья, использовавшиеся в течение многих веков для соединения стекол между собой, казались Тиффани очень грубыми: он хотел создавать филигранно-тонкие и сложные произведения. Он нашел собственный заменитель свинцовым прожилкам в виде медных полосок, вырезанных из металлического листа. Они приклеивались к стеклу пчелиным воском и спаивались между собой при помощи олова. Таким образом стало возможно соединять мельчайшие кусочки стекла и создавать сложные объемные формы. Первоначально техника медной фольги применялась им для создания ламповых абажуров, и только позже — для витражей. Иногда Тиффани использовал сочетание двух техник в одном произведении, сочетая свинцовую проволоку с медной фольгой.

Стиль Тиффани
Интересный проект может потерять привлекательность в готовом изделии из-за неправильно подобранных стекол. Тиффани всегда очень тщательно выбирал цвет и фактуру стекол для своих работ. Именно эта любовь к детали отличала его произведения от работ других художников и являлась секретом успеха. Главное при выборе стекол — верное сочетание цветовых оттенков и направлений текстурных линий. Из имеющихся стеклянных пластин нужно точно вырезать необходимый для композиции фрагмент.

Многие работы Тиффани имеют особую притягательную силу, хотя современному зрителю они могут показаться слишком яркими и перегруженными. Когда пытаются объяснить этот эффект, невольно сравнивают произведения Тиффани с живописными картинами. Творчество Тиффани всегда находилось между реалистической манерой изображения и стилизованной, близкой средневековым витражам. Без росписи поверхности стекла он создавал витражи, которые могут сравниться только с картинами. Однако сам Тиффани не считал, что пытается копировать природу. Он интерпретировал ее глазами художника.

Мастерская Тиффани прекратила свое существование в 1932 году, а сам художник умер в следующем году. Сегодня в мире существует множество ателье, имеющие в своем название слово «Тиффани ». Они не являются прямыми продолжателями традиций Луиса Комфора Тиффани: используя приемы и материалы, прославившие его имя, они создают собственные оригинальные произведения.

Иногда технику Тиффани неверно отождествляют со стилем Тиффани. Первое означает всего лишь метод соединения стеклянных фрагментов с помощью медной фольги. А под Тиффани-стилем подразумевают яркие лампы классических форм с преобладающими натуралистическими мотивами и пестрые витражи насыщенных цветов, изображающие природные мотивы и пейзажи. Подлинные же работы художника-новатора остались достоянием истории искусства: многие из них украшают частные особняки, церкви, общественные здания в Америке, Великобритании и странах Западной Европы, большая часть стала предметами музейных собраний, антикварных аукционов и частного коллекционирования.

Тиффани в России
Когда же о Тиффани узнали в России?
Первые сведения об опаловом стекле на русском языке относятся к концу XIX столетия. В рекламных объявлениях крупных витражных мастерских появилось упоминание стекол Тиффани. Всемирная выставка в Париже, после которой о Тиффани заговорил весь мир, стала точкой отсчета и для знакомства россиян с творчеством знаменитого американца. Лампы Тиффани поступили в продажу. Опалесцентные стекла появились на складах и среди товаров Торговых домов, однако русские заводы так и не стали их производить. В витражах начала ХХ века, сохранившихся на лестницах доходных домов Петербурга и Москвы, можно увидеть опалесцентные стекла. Все они заграничного производства. Применялись они небольшими фрагментами для мелких деталей изображения и всегда играли подчиненную роль изысканного дополнения витражного окна.

Иризирующее стекло известно нам по лампам в собраниях многих российских музеев. Подлинных же витражей Тиффани в России крайне мало: трудности с доставкой хрупких изделий больших габаритов, традиционная ориентация архитекторов на немецкое витражное искусство, сделали их исключительно редкими изделиями на территории России. Настолько редкими, что автору статьи известен единственный подлинный витраж Тиффани в нашей стране — он находится на экспозиции в Государственном Эрмитаже и ведет свое происхождение из музея академии технического рисования им. барона А. Л. Штиглица.

Информацию о других витражах Л. К. Тиффани на территории России автор статьи примет с благодарностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *