Жидкотопливные котлы отопления, что нужно знать перед покупкой

Вступление

Было бы странным, если статью про жидкотопливные котлы я начал с их критики. Она, конечно, будет, но чуть ниже. При выборе типа котла отопления для дома, важно сопоставить плюсы и минусы рассматриваемого типа котла, учесть региональное расположение дома, доступность топлива, дополнительные задачи, которые должен выполнить котел и много других нюансов. Именно этим займемся в этой статье, и подробно разберем все нюансы, касающиеся жидкотопливных котлов отопления.

Определение понятия

В определении этого типа котлов отопления нет никаких умственных изысков. Жидкотопливные котлы это котлы, работающие на жидком топливе типа дизельное топливо оно же, солярка.

Основное назначение котла на жидком топливе, обогрев дома, посредством нагрева теплоносителя контура отопления. В зависимости от марки котла он может выполнять дополнительную функцию, а именно нагревать воду в водопроводной системе, создавая контур ГВС. В общем, никаких сверхзадач, обычные задачи всех котлов отопления.

Жидкотопливные котлы и топливо

Так сложилось, что говоря о бытовых жидкотопливных котлах, априори подразумевается, что эти котлы работают на дизельном топливе (солярке). На самом деле, горелки этих котлов могут работать и на других видах жидкого топлива (о чём должно быть указано в документации):

Главное требование к топливу, это отсутствие влаги и отсутствие абразивных примесей. Также стоит отметить, что каждый вид топлива влияет на производительность котла и периодичность его обслуживания.

Еще важно понимать, что топливо, на котором работает котел, должно быть указано в документации к котлу и пока не существует всеядных жидкотопливных котлов.

Сколько нужно топлива котлу

Сколько расходует котел топлива указано в документах (описаниях) к котлу или горелке котла. Чтобы понять порядок цифр я составил сводную таблицу, мощность котла и расход топлива в сутки.

Котлы два контура, на дизтопливе и керосине (фирма Китурами).

Выводы по расходу (расчет №1)

По приведенным данным расхода топлива можно оценить стоимость отопления за сезон.

В статье «Упрощенный расчет системы отопления» я показывал расчет по мощности котла отопления. Ниже будет другой расчет, который покажет другие результаты.

Преимущества жидкотопливных котлов

Недостатки котлов на жидком топливе

При выборе котла более важны недостатки котлов на жидком топливе.

Какой запас топлива нужен на сезон

Один их важнейших вопросов, который нужно решить, сколько топлива вам понадобиться на сезон. Давайте считать.

Упрощенно считается, что:

Сделаем примерный расчет, от слова пример.

Возникает логичный вопрос: Почему, по сравнению с расчетом по паспорту (выше) этот расчет выше дал совсем другие результаты и где правильный расчет?

Отвечаю: Ошибка в 72 литрах в сутки. Не один дизельный котел не будет работать 24 часа в сутки.

Как я сказал, у дизельных котлов очень серьезная автоматика. Котел 2/3суток, будет отключен, а не включен. Поэтому в расчете должно присутствовать не 24 часа работы, а 8 часов. То есть топлива на сезон нужно не 10449 литров, а 3483 литра.

Кроме этого, современные котлы имеют технологические хитрости, которые также позволяют снизить расход топлива, например, многоступенчатые горелки, горелки с турбо циркуляцией.

Еще один момент. Расчет, приведенный в начале статьи, основан на паспортных данных котлов, которые составлялись с учетом качества топлива страны производителя. Также, расход котла указанный в паспорте слегка занижен, так как подразумевает идеальное утепление дома, температуру на улице минус 10-15˚C и дается на уже прогретый дом (режим поддержания тепла).

Поэтому, правильный расчет расхода топлива на отопительный сезон будет где-то посередине между 1957,5 литров по паспорту и 3483 лира по расчету. Помним, что считал я дом в 300 метров.

Как работает жидкотопливный котел

Работа котлов на дизельном топливе схожа с работой газового котла. Ведущую роль выполняет горелка с вентилятором. Она распыляет топливо. В камере сгорания, топливо смешивается с кислородом (воздухом) и загорается. От горения топливной смеси греется теплообменник с теплоносителем.

В двухконтурном котле, присутствует второй контур, по которому движется вода из водопровода, создавая систему горячего водоснабжения.

Говоря о схожести в работе газового и дизельного котлов, стоит вспомнить, что большинство жидкотопливных котлов, достаточно быстро можно переделать под работу на газу (и наоборот). Сменяется только горелка котла и всё.

Например, котел De DietrichGT123 работающий на жидком топливе или газе. При покупке работает, с наддувной жидкотопливной горелкой, которую можно заменить, на газовую горелку для работы на газу. На схеме аналогичный двухконтурный котел Китурами.

Жидкотопливная горелка

Для отопительных агрегатов на жидком топливе используются вентиляторные (наддувные) горелки. Они распыляют жидкое топливо, поступающее в горелку под давлением, с необходимым коэффициентом распыления. Воздух в горелку также нагнетается, что правильно называется принудительный наддув.

Поджог топливной смеси производится электродами. Дальнейшую работу котла обеспечивает встроенная автоматика.

Здесь пора заметить, что в конструкции котлов много электроники и оборудования работающего от электричества (вентиляторы, насосы). Это делает дизельные котлы электрозависимыми и это необходимо учесть при покупке и монтаже. Если в доме частые проблемы с электричеством, то нужно позаботиться о резервном электропитании.

Типы и режимы работы горелок для жидкого топлива

Некоторые производители продают отопительные котлы на жидком топливе без горелок. И вот почему. Выбор горелок для жидкого топлива достаточно большой и много различий по типам и режимам работы.

Типы горелок

Различают следующие типы горелок по топливу:

Типы горелок по режиму работы

На это тоже обращаем внимание:

Горелка одноступенчатая. Довольно примитивная, из-за этого надежная горелка. Регулировка производится простым включением/выключением горелки. Отличаются максимальной отдачей мощности и максимальным расходом топлива.

Горелка многоступенчатая. Настроена такая горелка, на работу по сложным алгоритмам плавного включения/ выключения, через промежуточные значения мощностей. Стоят такие горелки дорого, но отлично экономят солярку. Обычно такие горелки стоят на мощных котлах от 40 кВт.

Теплообменник котла на дизельном топливе

Теплообменник данных типов котлов, не отличаются оригинальностью. Делают их из стали или чугуна. Стальные легче и дешевле, но служат меньше. Чугун, отлично держит тепло и долго служит, но хрупок и дорог. Всё как везде. Читать о теплообменниках.

Ёмкость для хранения топлива

Теперь самое интересное. Для жидкотопливного котла нужна ёмкость для хранения топлива, и это я чуть выше отнес к недостаткам.

Расчеты, показанные выше, говорят, что ёмкость нужна на несколько тонн. Изобретать здесь ничего не нужно и лучше купить готовую ёмкость со всем встроенным оборудованием: поплавком, отводом паров, краном слива, набором для забора топлива, трубопроводом для вывода топлива к горелке и т.п.

Материал для ёмкостей это сталь, полиэтилен, стекловолокно.

Для установки ёмкости потребуется подготовка площадки, котлован, бетонирование и масса специальных работ. Это нужно понимать и скорее всего, придется нанимать специалистов.

Автоматика (управление)

Топливо по своим характеристикам может самостоятельно поступать котел, его не нужно подбрасывать, как дрова. Поэтому в котлах данного типа максимальное внимание уделяется автоматическому управлению, которое минимизирует присутствие человека в работе котла.

На примере, попавших мне, котлов Китурами, посмотрим, что входит в автоматику котла. На корпусе видим, датчики уровня топлива, температур, перегрева. Есть, электронный блок дистанционного управления. Индикаторы котла позволяют следить за температурой теплоносителя в теплообменнике, циркуляционным насосом, горелкой, питанием. Хитрые кнопки «Сон», «Душ», тоже элементы универсальной автоматики. Это плюс.

Выводы

Если в вашем районе, проблемы с газификацией, и вы не можете получить дополнительные мощности для электрокотла, а отопление в доме нужно и нужна горячая вода, то жидкотопливные котлы это то, что нужно.

Всё о жидкотопливных котлах отопления

Постоянный поиск альтернативы традиционным видам топлива (газ и электричество), привел не только к новым источникам энергии, но, и усовершенствованию уже существующего котельного оборудования. Современные жидкотопливные котлы отопления, были модифицированы. Увеличилась автономность, экономичность, КПД, появились дополнительные функции.

Сфера применения жидкотопливных котлов

Автономное отопление, требует проведения грамотных теплотехнических расчетов. От потребителя, потребуется рассчитать целесообразность установки выбранной модели котла. На этапе проектирования, подбирается тепловая станция, оптимально соответствующая особенностям эксплуатации и сфере применения.

По своим характеристикам, все жидкотопливные котлы, делят на два класса:

  • Промышленные.
  • У каждого вида котельного оборудования, есть свои отличительные особенности и сфера применения.

    Бытовые котлы на жидком топливе

    Бытовые отопительные котлы на жидком топливе, выпускаются в типоразмерах, от 6 до 60 кВт. Некоторые производители, расширили линейку бытовых приборов, до 120 кВт. Но, котлы большой мощности, встречаются крайне редко.

    Бытовое котельное оборудование, работает на нагрев теплоносителя и системы горячего водоснабжения.

    Модели бытовых котлов, по желанию заказчика, доукомплектовываются блоком удаленного управления, погодозависимой автоматикой. По принципу работы, отопители делят на несколько классов:

  • Конденсационные теплогенераторы.
  • Последние, подключаются к низкотемпературным системам отопления. КПД оборудования, достигает 99%. Бытовые котлы, подключаются к системам отопления с низким давлением внутри трубопровода. Сфера применения, ограничена обогревом жилых помещений.

    Промышленные котлы на жидком топливе

    От бытовых устройств, промышленные отопительные котлы на жидком топливе, отличаются не только большой мощностью и высокой степенью автоматизации рабочих процессов. Наиболее востребованное котельное оборудование, кроме выполнения основных функций (нагрева воды и теплоносителя), в большом количестве производит пар.

    Парогенераторы востребованы в разных сферах промышленности:

    Нефтедобывающие и перерабатывающие компании.

  • Мебельная промышленность.
  • Промышленными теплогенераторами, укомплектовываются блочно-модульные котельные – полностью автономные станции по производству тепла и пара.

    Как работают отопительные котлы на жидком топливе

    Принцип работы котла отопления на жидком топливе, основан на производстве топливно-воздушной смеси с последующим распылением ее в камере сгорания. Дизтопливо, проходит следующие этапы подготовки:

    Топливный насос, забирает солярку из хранилища и подает на горелочное устройство, создавая давление в трубопроводе. Одновременно, топливонасос задает режим работы отопительного котла на жидком топливе. С помощью показаний датчиков, контроллер определяет качество солярки и процент ее загустевания, меняя интенсивность и скорость подачи.

    Дизтопливо, подается в камеру подготовки. В блоке, топливо предварительно смешивается с воздухом и подогревается до температуры, оптимальной для горения.

    Топливовоздушная смесь, подается на форсунку котла, отвечающую за равномерный впрыск топлива в камеру сгорания. Устройство форсунок, основано на использовании механического, гидравлического или электронного клапана. Топливо, впрыскивается в камеру сгорания, в виде легко воспламеняемой мелкодисперсной пыли. Внутри форсунки для жидкого топлива, установлен электрод, воспламеняющий топливовоздушную смесь.

  • Чтобы аккумулировать тепло, получаемое посредством сжигания топлива, отопительный котел на жидком топливе, использует теплообменник из чугуна, нержавеющей или конструкционной стали. Для подогрева горячей воды, вторичный контур из меди.
  • Жидкотопливные отопительные котлы, снабжаются системами автоматизации и многоуровневой защитой, предотвращающей затухание пламени. Наиболее экономичные отопители, оснащены погодозависимой автоматикой, самостоятельно изменяющей рабочие настройки, в зависимости от температуры нагрева помещения и условий окружающей среды.

    Какие горелки используются под жидкое топливо

    От выбора горелки для жидкого топлива, в конечном счете, зависит то, насколько экономичным будет отопление. Котлы, оснащаются горелочными устройствами, классифицирующимися по нескольким признакам:

  • Двухступенчатые горелки, работают в двух режимах, на 30 и 100%. При нагреве теплоносителя до необходимой температуры, происходит переключение на пониженную мощность.
  • По типу установки – производители используют встраиваемые и навесные устройства. Встроенные горелки, устанавливаются в заводских условиях. После сборки, их регулируют и отлаживают работу. Навесные горелочные устройства, приобретаются отдельно и устанавливаются самостоятельно.
    То, насколько экономичными окажутся котлы, зависит от квалификации установщика – регулировщика оборудования. Мощность горелки, не ограничена.
  • Какое жидкое топливо можно заливать

    Устройство современных котлов на жидком топливе, позволяет, в качестве источника тепла, использовать солярку, мазут, отработку масла, сжиженный газ. Перед тем как перевести котельное оборудование на альтернативный вид сырья, следует убедиться в следующем:

  • Существует возможность в регулярном обслуживании тепловой станции. При сжигании отработки и мазута, выделяется большой процент сажи и копоти, оседающей на стенках теплообменника и дымоходной трубы. Чистить узлы, придется каждые 1-2 дня, в зависимости от качества сырья. Потребуется чаще менять фильтры и менять настройки горелочного устройства.
  • Система отопления с котлом, работающем на жидком топливе, универсальна. После определенных модификаций, котельное оборудование переводят на сжиженный газ или отработку, и обратно на солярку. Наилучшие показатели КПД и теплоэффективности, наблюдаются при работе на дизтопливе.

    Как выбрать котел на жидком топливе

    Выбор котла отопления на жидком топливе, связан с необходимостью определиться в нескольких аспектах:

  • Конструкция котла – определяют тип горелочного устройства, материал теплообменника, принцип работы.
  • Кроме технических характеристик и особенностей конструкции, при подборе, учитывают необходимую мощность и себестоимость.

    Подбор жидкотопливного котла по параметрам

    Подбор по мощности, оставляют квалифицированным специалистам. При желании, можно самостоятельно высчитать приблизительную мощность. В случае с жидкотопливным котлом, мощность должна строго соответствовать отапливаемой площади. Чрезмерная производительность, приводит к увеличению расхода топлива, на 10-15%.

    Требуемая мощность, самостоятельно рассчитывается следующим образом:

      Высчитывается общая площадь помещения.

    Выполняется расчет по формуле, 1 кВт = 10 м2.

  • К полученному результату, добавляют необходимый запас мощности для отопления, в пределах 15-20%, и еще 15%, на ГВС.
  • Подобные расчеты, позволяют получить только приблизительные параметры ожидаемой мощности. Но, не учитывают особенности и технические характеристики отопительных котлов на жидком топливе, которые могут повлиять на необходимую производительность. Для точных вычислений, потребуется провести аудит помещения на наличие теплопотерь. После, по полученным данным, рассчитать необходимую мощность, составить грамотный теплотехнический проект.

    Для промышленных зданий, вычисления проводит инженер теплотехник. Расчеты для бытовых зданий, выполняются самостоятельно или с помощью консультантов компании.

    Сколько стоят отопительные котлы на жидком топливе

    Цены на котлы, зависят от многих факторов. Разбежка в себестоимости котельного оборудования, 200-1000%. На цену влияет следующее:

    Мощность – Buderus на 25 кВт, стоит 100-150 тыс. руб., а котел той же марки, но уже на 64 кВт, 200-220 тыс. руб.

    Читайте также:  Гидроизоляция труб и востановление трубопровода
  • Автоматика – новое поколение котлов, оснащается погодозависимой автоматикой, многоуровневой системой защиты и контроллером, на базе микропроцессора, с функцией удаленного управления и оповещения. Цена на жидкотопливные котлы, с подобной начинкой, поднимется еще на 25-30%.
  • К общим затратам, придется добавить стоимость установки. Официальные представители компании, за настройку, регулировку и обвязку котла, возьмут, приблизительно 20% от стоимости оборудования. В цену включается бесплатное гарантийное обслуживание, предоставляемое заводом изготовителем.

    «Случайные» установщики, обойдутся дешевле. В среднем придется заплатить 5-10% от полной стоимости котла. Гарантия после такой установки, отсутствует.

    Эксплуатация отопительных котлов на жидком топливе

    Реальные отзывы о котлах отопления на жидком топливе, показывают, что оборудование сохраняет работоспособность и экономичность, только при условии правильной установки и последующей эксплуатации.

    Во время монтажа, учитывают СНиПы по установке (СНиП II-35-76 (СП 89.13330) «Котельные установки»), требования пожарной безопасности.

    Стены и пол котельной, облицовывают негорючими материалами.

    Освещение, обеспечивают герметичными светильниками с металлическими защитными решетками.

    Монтаж дымоходной трубы, осуществляют с применением противопожарных разделок и разрывов.

    В технике безопасности, указывается возможность хранения запаса топлива в котельной, не превышающего 3-5 м3.

  • Проводят регулярное обслуживание системы. Расход жидкого топлива, составляет 1 кг в час на каждые вырабатываемые 10 кВт тепла. Если наблюдается перерасход солярки, больше чем на 10%, проводят полную проверку работоспособности системы. Выявленные нарушения, исправляются.
  • Опыт отопления жидким топливом, показывает, что котельные, являются хорошей альтернативой электрическим и газовым приборам обогрева. Вариант, особенно актуален, в виду отсутствия повсеместной газификации населенных пунктов, частых перепадов и отключений электроэнергии, наблюдающихся местами.

    Жидкотопливные котлы: комфорт вдали от цивилизации

    Содержание:

    1. 1. Устройство и принцип работы жидкотопливных котлов
    2. 2. Виды жидкотопливных котлов:
    3. 3. Что еще важно учитывать при покупке дизельного котла?
    4. 4. Категории товаров на сайте ВсеИнструменты.Ру:

    Городская квартира или загородный дом? Сейчас этот вопрос все чаще встает перед людьми: с одной стороны – развитая городская инфраструктура, с другой – свежий воздух, умиротворение и даже, может быть, собственные продукты с грядки.

    Многие районы за пределами городов еще не обеспечены газоснабжением. Устанавливать электрическое оборудование здесь затратно, а протапливать дом дровами – тяжело и неудобно. В таком случае жидкотопливные отопительные котлы – самый оптимальный вариант.

    Они предназначены для обслуживания больших по площади помещений, от 100 кв.м. Их также часто можно встретить в промышленных и полупромышленных зданиях: заводах, складах, гостиницах. Не только по причине высокой мощности оборудования велика их популярность. Жидкотопливные котлы просты в использовании: достаточно заправить топливный резервуар, включить устройство, и система будет работать самостоятельно. Пользователь должен лишь периодически присматривать за параметрами работы всей системы.

    Если Вы решили заняться установкой оборудования, необходимо познакомиться с его устройством. Это поможет не только в монтаже, но и в дальнейшей эксплуатации.

    Устройство и принцип работы жидкотопливных котлов

    По своему строению они имеют много общего с газовой отопительной техникой. Основными составляющими являются:

    Принцип работы жидкотопливных котлов сводится к тому, что при активации системы по трубам котла и батареям отопления начинает двигаться вода (теплоноситель) под воздействием циркуляционного насоса или естественным путем. В горелку под давлением впрыскивается солярка с воздухом. Полученная смесь воспламеняется в камере сгорания.

    Блок зажигания топлива может быть электрическим или механическим. В первом случае энергия для искры берется от источника тока, во втором — постоянно горит запальный огонь. Его наличие, а также давление в трубах, температуру в помещении и жидкости в трубах контролируют термостаты и датчики. Когда в комнате становится достаточно комфортно, работа приостанавливается и возобновляется при необходимости. Для поддержания системы управления необходимо небольшое количество электричества.

    Виды жидкотопливных котлов:

    Если система отопления устанавливается в частном доме, лучше выбирать двухконтурный жидкотопливный котел. С ним Вы будете обеспечены комфортными условиями – теплом и ГВС. Для промышленного помещения (склада, например) можно остановиться на одноконтурном оборудовании и не переплачивать.

    Котлы представленных видов внешне мало чем отличаются. Но иногда расширительного бака двухконтурного недостаточно для всех хозяйственных дел. В этом случае к системе подключают дополнительный накопительный резервуар (бойлер). Этот вариант подойдет и для одноконтурных устройств – появится возможность подключения второго контура. Даже если котел временно отключен, можно воспользоваться водой из бака, ведь она долгое время остается теплой. Если вы заинтересовались двухконтурными котлами, присмотритесь к оборудованию от фирмы Navien, представленному в нашем каталоге.

    На размещение и установку жидкотопливного отопительного котла будет влиять и размер техники, устройство камеры сгорания. Она может быть открытой и закрытой. Технику с открытой камерой выбирают в том случае, если в доме уже есть дымоход, например, от бывшей печки. В этом случае дымоход устройства подключается к имеющемуся традиционному вертикальному дымоходу дома. Обращаем внимание, в данном случае воздух, необходимый для горения, забирается из помещения, где располагается котел. Поэтому лучше его разместить отдельно, например, в специально отведенной хорошо проветриваемой комнате, террасе или оборудованном подвале.

    Если постройка новая и в ней нет дымохода, следует обратить внимание на котлы с закрытой камерой сгорания. К устройству присоединяется коаксиальная труба. Она отличается от обычного дымохода наличием двух секций. По одной в камеру следует воздух с улицы, а по второй удаляются продукты сгорания. Коаксиальный дымоход отчасти проще в установке, потому что его можно выводить на улицу через отверстие в стене, поэтому его иногда называют горизонтальный.

    Что еще важно учитывать при покупке дизельного котла?

    Верно подобранная система отопления — это гарантия комфортных условий жизни на десятки лет. При этом в Ваших руках возможность регулировать микроклимат в помещении в любое время года и даже в течение суток. Если возникнет повышенная влажность или станет прохладно – достаточно нажать на кнопку, стены и пол быстро прогреются. В доме не будет условий для распространения плесени и атмосфера будет благоприятной. Вы можете безбоязненно ехать в загородный дом на каникулы зимой, осенью и даже ранней весной и при желании жить постоянно, ведь в нем всегда будет тепло.

    Если Вы решили приобрести жидкотопливный котел, лучше не откладывать и делать покупку прямо сейчас, тогда будет достаточно времени, чтобы продумать ход работ по его установке. Рекомендации по монтажу системы отопления читайте в статье «Как оборудовать собственную котельную?».

    Особенности эксплуатации и виды жидкотопливных котлов

    По соотношению практичности и стоимости жидкотопливные котлы – это что-то среднее между твердотопливными и газовыми. Они все еще требуют наличия места для хранения топлива и резервуаров под него, все еще не абсолютно автономные в виду необходимости регулярного обслуживания. В то же время жидкотопливные котлы не требуют оформления большого количества документов, в среднем имеют более высокий КПД, чем газовые аналоги.

    Однако выбирают котлы, работающие на жидком топливе, преимущественно из-за наличия стабильного источника для закупки этого топлива по более низкой цене. В статье мы рассмотрим варианты жидкого топлива, каков их расход, насколько они выгодны в экономическом плане и где их достать, а также приведем пример наиболее удачных моделей котлов.

    Читайте в статье

    Виды жидкого топлива для котлов

    В бытовых условиях в более, чем 80% случаев, в качестве жидкого топлива используется дизтопливо (солярка). Соответственно, сжигают его универсальные газово-дизельные котлы или специализированные дизельные котлоагрегаты. Помимо оптовой закупки, найти солярку по более низкой цене можно у с/х предприятий, трактористов, водителей грузовиков или автобусов.

    Практически во всех инструкциях к котлоагрегатам производитель указывает требования к топливу, на 2020 год стандартом является топливо с вязкостью до 6 мм 2 /с при 20°C. В Европе это распространенное топливо для отопления частных домов под маркировкой EL DIN 51603, в России ближайшим его аналогом является стандарт Евро-4.

    Из инструкции жидкотопливного De Dietrich NeOvo EcoNox.

    Определить приблизительный расход котлом дизельного топлива проще всего, поскольку известно, что 1 литр горючего стандарта Евро-4 при сжигании в современном котле с КПД 90-95% выдает 1 кВт тепловой энергии (+-5%). В итоге потребление котлом дизельного топлива = Номинальная мощность котла (кВт) / 10 – это часовой расход при работе на максимальной мощности, на практике котел активен в среднем 1/3 часть суток.

    Например, при мощности 24 кВт максимальное потребление – 24/10 = 2,4 л/ч. На практике это будет около 0,8 л/ч – это наиболее точный обобщенный метод подсчета. Рассчитать реальный показатель без индивидуальных исходных данных таких, как степень утепленности дома, требования к температурному режиму, погодные условия, качество топлива и т.д. невозможно. Однако отличаться от теоретического он будет незначительно.

    Менее распространенными альтернативами дизельному топливу являются:

    1. Отработанное масло. Гораздо более дешевое, но практически столь же теплотворное горючее. Его можно приобретать за совершенно символическую цену у СТО и автомастерских, с/х предприятий, любого вида автопарков, заводов, ЖД депо. Однако исходная стоимость бытовых котлов, сжигающих отработку крайне высока (обычно от 100 и даже 150 тыс. руб.), а в виду низкой экологичности сырья, котлы нуждаются в регулярном обслуживании.
    2. Мазут. Более дорогой аналог отработки, в качестве горючего для отопления чаще всего используется мазут марки М100 и М40. Сжигается в отопительных котлах, работающих на отработанном масле, в бытовых масштабах экономически не оправдан.
    3. Светлое печное топливо. Аналог дизтоплива, но поскольку печное топливо не используется в автомобилях, такие требования, как температура помутнения, цетановое число и т.д. при его производстве не соблюдаются. В виду этого цена на него в среднем на 5% ниже – 43-46 тыс. руб./т., когда солярки – 45-49 тыс. руб./т.
    4. Керосин. Котлы, способные его сжигать, встречаются крайне редко, обычно это модели, работающие на отработке и мазуте. Имеет лишь на 5-8% большую теплотворность, но стоит в среднем 75-95 тыс. руб./т.
    5. Рапсовое масло. Альтернатива дизельному топливу, кратно дешевле по себестоимости. Однако дизельных котлов, работающих на рапсовом масле крайне мало, да и добыть сырье крайне трудно, если только вы не владеете рапсовым полем.

    Подбор емкостей для хранения топлива

    Для хранения жидкого топлива, даже при котле самой малой мощности, необходимы специальные емкости. Они могут быть из стали, нержавейки или алюминия, но сегодня чаще всего используются пластиковые – прочные, легкие и устойчивые к перепадам температур в среднем от -50°C до +50°C. Согласно СНиП в котельном помещении допустимо размещение емкости объемом до 0,8 м 3 (800 л), на расстоянии более 1 м от горелки. При большем объеме резервуар нужно выносить за глухую стену или на улицу.

    При наружном хранении стоит учитывать необходимость в дополнительном насосе, характеристики штатного насоса обычно указаны в инструкции, на них стоит ориентироваться. Также внешнюю часть трубопровода нужно утеплить в соответствии с видом используемого топлива. Например, вязкость дизтоплива существенно изменяется при +5°C и ниже, а мазут застывает в среднем при +10°C.

    Хранить топливо желательно не больше года, а запасаться выгоднее всего на весь отопительный сезон, поэтому для первого раза нужно посчитать примерный расход за весь сезон. Далее количество расходуемого топлива будет известно благодаря практике прошедшего отопительного сезона.

    Устройство и принцип работы

    Жидкотопливные котлы – это как одноконтурные, так и двухконтурные, но исключительно энергозависимые модели, для работы которых необходимо подключение к электросети. По сути, жидкотопливные модели отличаются от газовых лишь горелкой, которая приспособлена к характеристикам конкретного вида топлива и оборудована турбонаддувом, необходимым для распыления топлива по камере сгорания. Любой из видов жидкого горючего требует предварительного подогрева, который также осуществляется в горелке, все это делает ее такой массивной и крупногабаритной.

    В остальном принцип работы стандартный:

    1. Топливо из резервуара подается в камеру подогрева горелки, затем с помощью форсунки распыляется и поджигается в камере сгорания.
    2. Над камерой сгорания находится теплообменник, который разогревается и передает тепловую энергию находящемуся внутри теплоносителю (часто теплообменником являются и все стенки камеры сгорания).
    3. Теплоноситель (обычно это вода) циркулирует по системе отдавая тепло радиаторам отопления.

    Существуют и модели с иным устройством и принципом работы, их мы уже описывали при более детальном разборе дизельных котлов и котлоагрегатов, сжигающих отработанное масло:

    Все подробности, которые необходимо знать о дизельных котлах для отопления частного дома

    Все подробности, которые необходимо знать о котлах на отработанном масле для частного дома

    Отзывы о бытовых котлах на жидком топливе: преимущества и недостатки

    Преимущества Недостатки
    Надежность – жидкотопливные котлы, особенно если это европейская дорогостоящая модель, отличаются долговечностью и беспроблемностьюИспользование далеко не всегда оправдано в экономическом плане. У дизельных моделей высокая стоимость топлива, а у модели на отработанном масле сами по себе стоят крайне дорого. Для получения выгоды нужно соблюсти немало условностей.
    Эксплуатационные расходы – практически любой вид топлива можно добыть по достаточно низкой цене, особенно отработанное маслоЭнергозависимость – в виду наддувных горелок все жидкотопливные модели требуют подключения к электросети
    Автономность – после запуска и настройки котлы практически не требуют вмешательства человека на протяжении всего сезонаДовольно шумная работа горелок и котлов в целом, однако владельцы отмечают, что шум не слышно даже за тонкими стенами котельного помещения
    Наличие как одноконтурных, так и двухконтурных моделейНеобходимость в хорошей вентиляции, согласно отзывам владельцев – принудительной, естественная не избавляет помещение от постоянного запаха горючего
    Практически все модели оснащены стандартным перечнем систем защиты
    На подключение и монтаж не требуется разрешение

    Минимально необходимая мощность

    Точный расчет теплопроизводительности котла осуществляется теплотехником на основании СНиП 2.04.01-85. Однако в бытовых условиях, для среднестатистического неутепленного или слабоутепленного дома с кладкой в 2 кирпича и высотой потолков 2,7 м минимально необходимая мощность рассчитывается из правила 1 кВт на 10 м 2 , также мы рекомендуем закладывать 20% запаса.

    Например, для вышеописанного дома площадью 150 м 2 минимально необходимая мощность жидкотопливного котла будет (150/10)*1,2 = 18 кВт.

    Лучшие известные производители и модели: характеристики и цены

    Kiturami Turbo 13R

    Самый распространенный и один из лучших жидкотопливных котлов для отопления частного дома в бюджетной ценовой категории. Это дизельная двухконтурная модель, первичный теплообменник – стальной, вторичный (для ГВС) – медный. Расход топлива у модели мощностью 13 кВт – 1,97 кг/час (2,25 л/час), довольно средний, но достаточный показатель. В целом модель характеризуется минимально необходимым набором узлов и минимально необходимой эффективностью работы, за счет чего удается удерживать одну из наиболее низких цен на рынке.

    В то же время котел известен своей надежностью и беспроблемностью. Отдельно стоит отметить функционал, за эту цену в базовой комплектации имеется комнатный термостат – крайне полезное устройство, которое влияет не только на комфорт, но и на экономию. Имеются все минимально необходимые защитные системы и автодиагностика. Выпускается в версиях мощностью 13, 17, 21 и 30 кВт.

    Стоимость: 29 000-33 500 руб.

    Ferroli ATLAS 32

    Универсальный итальянский котел со сменяемой горелкой (дизель-газ). Известен высокой надежностью, чугунным теплообменником и КПД 94,3%. Пользователи любят отмечать крайне тихую как для жидкотопливного котла работу. Имеется защита от перегревания и замерзания, возможно подключение внешнего термостата , но в комплекте с котлом его нет.

    Единственный недостаток заключается в отсутствии моделей малой мощности. Выпускается в версиях теплопроизводительностью 32, 47, 62, 78 и 95 кВт. Обратите внимание, что продается он, как правило, без горелки, которую нужно покупать отдельно. Дизтопливо – горелка SUN G, газ – горелка SUN M.

    Стоимость: 53 500-61 000 руб. + горелка Ferroli SUN G – 25-29 тыс. руб.

    ACV N3

    Еще одна универсальная модель газ-дизель бельгийского производства. Дизельную горелку здесь также необходимо покупать отдельно, на эту модель можно установить горелки BMR 31, BMV 1FV, BMV 2FV. В отличие от предыдущего Ferroli здесь теплообменник из печной стали, однако на опыте других моделей к даже стальным теплообменникам от ACV никогда не возникало вопросов, как и ко всем котлам в целом. Производитель известен практичностью и абсолютно беспроблемностью котлоагрегатов. Однако и цена соответствующая, на наш взгляд завышенная, если бюджет строго ограничен, эта модель – не лучший выбор.

    Имеются защиты от перегрева, отсутствия тяги, низкотемпературной коррозии, есть разъем под внешнее управление, но самого термостата в базовой комплектации нет. Присутствует теплоизоляция корпуса, владельцы отмечают низкий уровень шума горелок.

    Стоимость: 87 000-95 000 руб. + горелка 48 000-64 000 руб.

    NORTEC B70 (WB 40)

    Отечественная модель, сжигающая отработанное масло. Несмотря на небольшую стоимость как для котлов такого типа, сумма все еще является существенной и окупится лишь при использовании в большом частном доме (от 300-400 м 2 ) с постоянным проживанием, покупка такого оборудования для дачи с временным проживания нерациональна. Помимо отработки способен сжигать мазут, печное топливо и даже сырую нефть. Модель мощностью 40 кВт потребляет до 4 л/час горючего.

    С завода котел уже оснащен всеми необходимыми комплектующими топливного узла – насосом для перекачки, одноразовым топливным фильтром и топливозаборником. В оборудовании такого типа используются крайне износостойкие и прочные материалы, не вызывающие вопросы к надежности. В данной модели автоматика оснащена минимально необходимым функционалом: базовым набором систем защиты и возможностью устанавливать температуру в системе. В виду такой простоты с ней также не возникает проблем.

    Читайте также:  Дизайн дачного участка 12 соток: фото с огородом

    Стоимость: 146 000-175 000 руб.

    Жидкотопливные котлы: преимущества и недостатки

    Зимний сезон уже принес в редакцию www.7dach.ru немало вопросов и рассказов про способы индивидуального отопления дома. В основном они касались газовых, электрических и твердотопливных котлов, а иногда и самых авангардных отопительных установок – тепловых насосов. Но пока не поступило ни одного письма о жидкотопливных котлах. Восполнить этот пробел и призвана наша статья, тем более что этот тип котлов дает высокую степень энергонезависимости в условиях зимнего проживания на даче.


    Жидкотопливные котлы: преимущества и недостатки

    Действительно, жидкотопливный котел нечасто становится главным теплогенератором в дачных домах. Отпугивает потребителя и внушительная стоимость, и нежелание возиться с дизельным топливом, особенно в морозы. Да и специфический «нефтяной» запах жидкого топлива и продуктов его сгорания может нарушать «ароматную» идиллию жизни на природе.

    На отечественных строительных рынках можно найти около двух десятков известных мировых производителей подобной техники. Например, De Dietrich (Франция), Kiturami (Южная Корея), Protherm (Словакия), Roca (Испания), Buderus, Vaillant, Viessmann, Wolf (Германия), Baxi, Biasi (Италия). Автору этих строк посчастливилось побывать в служебной командировке на последнем из упомянутых предприятий, и я готов засвидетельствовать высочайший его технический уровень, тотально замешанный на компьютерной технике в разнообразных ее применениях.

    Плюсы и минусы дизельных котлов

    Итак, глядя правде в глаза, давайте назовем и оценим все плюсы и минусы жидкотопливных котлов.


    Жидкотопливный котел Buderus Logano. Фото: russia-building.ru

    Преимущества котлов на жидком топливе

    Начнем с преимуществ. К ним относятся:


    Низкотемпературные водогрейные котлы Vitoplex для жидкого и газообразного топлива. Фото: Viessmann

    Недостатки дизельных котлов

    Дополнительно надо зарезервировать на участке место, где будет размещаться цистерна для топлива. Ее емкость должна обеспечить гарантированную работу котла в течение нескольких месяцев. А это значит, что вам потребуется несколько тонн топлива.

    Топливная емкость. Фото с сайта kromstroy.ru

    Так, например, стандартная полиэтиленовая емкость, рассчитанная на 5000 л, весит 140 кг. Ее длина и ширина составляют соответственно 2,4 м и 1,8 м при высоте чуть меньше 2 м. И ведь ее придется зарывать в землю достаточно глубоко, ниже глубины промерзания. Кроме того, имеет смысл ее утеплить и, желательно, соорудить систему подогрева, так как дизельное топливо обладает неприятным качеством — густеть на морозе. Об этом хорошо осведомлены обладатели дизельных автомобилей. Крышка емкости укомплектована дыхательным клапаном. Стоимость такой дизельной «дровницы» приближается к 50 000 руб.

    Топливо: возможности выбора

    Говоря о жидкотопливных котлах, мы подразумеваем применение солярки. И теплотехнический расчет этих агрегатов производится из расчета именно ее теплотворной способности. Однако «всеядность» таких теплогенераторов весьма широка. Они могут работать на:

    Разумеется, все эти виды топлива обладают различным химическим составом, вязкостью и теплотворностью, что приводит к разной производительности котлового оборудования. Обидно, но это также может привести и к его внеплановым чисткам. Главное, чтобы приобретенное топливо было лишено нештатных примесей и влаги. Необходимо оговориться, что разработаны специальные системы топливной подготовки, без применения которых котел работает заметно хуже на альтернативных типах топлива.

    Кроме того, обычный «дизель» можно приобрести подешевле в соседней войсковой части, строительной автомехколоне или автобусном парке (упомянув эти прискорбные, но имеющие место в нашем обществе явления, автор подчеркивает, что он принципиальный сторонник борьбы с коррупцией, чего и читателям желает).

    Так сколько запасать топлива?

    Для ответа на это вопрос хочется задать еще один: а хорошо ли и по современным ли технологиям у вас утеплена дача? Если ответ утвердительный, то для полноценного отопления 1 кв. м требуется 0,05 кВт установленной мощности. (Просвещенный в технике читатель может тут же упрекнуть автора статьи в ошибке, сославшись на то, что этот показатель везде пропагандируется в размере 0,1 кВт на 1 кв. м. Однако реальные измерения расхода тепла хорошо утепленных домов приводят к величине 0,05 кВт. А величина 0,1 кВт на 1 кв. м скорее отражает беспечное разбазаривание тепла в кое-как утепленном коттедже, а также прямой финансовый интерес производителей отопительной техники).

    Для легкости счета предположим, что зимняя отапливаемая площадь вашего коттеджа не превышает 100 кв. метров. То есть для отопления в суровую зиму нам нужно 5 кВт х час. Воспользуемся самыми приближенными вычислениями.

    1. Известно, что в среднестатистическом варианте для генерирования расхода в 10 кВт х час потребуется расходовать 1 кг дизельного топлива в час. То есть для отопления нужно 0,5 кг дизельного топлива в час. То есть около 12-15 кг в сутки.
    2. В зависимости от географической зоны установки котел работает разное число суток. Скажем, 100 дней он работает с полной нагрузкой, а еще 60 дней – с 50% нагрузкой.
    3. Тогда имеем: 15 кг х 100 суток + 7,5 кг х 60 суток – получаем около 2 тонн топлива.


    Цистерна для топлива. Фото: BenEarwicker

    Еще раз повторюсь: речь идет о хорошо утепленном доме. В российской реальности для отопления потребуется около 2500–3000 кг. Но много ли в наших дачных товариществах коттеджей с отапливаемой площадью в 100 квадратнх метров?

    Итак, емкость топливной цистерны примерно ясна, если вы собираетесь ее заполнять один раз в год. Попутно, зная сегодняшнюю цену дизельного топлива в вашем регионе, вы узнаете цену годового бюджета на отопление. (В конце 2016 года в моем регионе рядом с дачей литр дизельного топлива стоил около 36 рублей. Хотя в интернете в тот же день предлагали дизельное топливо с доставкой за 28 руб. 78 коп. Ощутимая разница!).

    Учтите, что на автозаправках цена топлива устанавливается за один литр. Поэтому, чтобы перейти от килограммов к литрам, вам нужно умножить их на коэффициент 1,16. Те же выше упомянутые 3000 кг топлива займут емкость почти в 3500 литров.

    Как устроен котел?

    Котел состоит из заключенных в едином корпусе обязательных компонентов (узлов). Это:

    Некоторые авторы добавляют к этому перечню топливно-очистной фильтр и дымоход, хотя они напрямую не являются элементами теплогенератора.

    Вода для отопления дачи поступает в теплообменник, где нагревается в его коллекторах под воздействием температуры пламени топливной горелки. Раскаленные стенки теплообменника передают свою тепловую энергию теплоносителю (в самом общем случае – воде).


    Устройство жидкотопливного конденсационного котла. Фото: Viessmann

    Теплообменники

    Теплообменники бывают чугунные или стальные. Чугунные, разумеется, принципиально не ржавеют и вполне сносно трудятся при низких температурах. Однако они небезразличны к крутым скачкам температуры, а также хрупки, и нужно быть крайне аккуратными при их транспортировке и установке.

    Чугунные теплообменники весьма тяжелы. И если их смонтировать уже на заводе-производителе в корпусе котла, то его будет проблематично внести в обычную дачную котельную, так как он неподъемен. Поэтому большинство таких конструкций перевозят отдельно и монтируют непосредственно на месте установки котла. Например, котел Vitorond 200 от Viessmann, состоящий из чугунных сегментов, легко пройдет в любую дверь. Его сегменты можно по отдельности доставить в котельную и без проблем собрать на месте с помощью прессового штампа. Этот котел даже специально рекомендован для модернизации старых домов.


    Низкотемпературный чугунный котел Vitorond 200. Фото: Viessmann

    Стальные теплообменники подвержены низкотемпературной коррозии, возникающей при выпадении конденсата продуктов сгорания. Зато они заметно легче чугунных и монтируются в корпусе котла уже в цехах завода-изготовителя. Согласитесь, полностью готовый к эксплуатации агрегат приобретать как-то спокойнее.

    «Сердцем» теплоагрегата является жидкотопливная горелка.

    Жидкотопливная горелка De Dietrich. Фото с сайта termos-spb.ru

    Она вентиляторная, для обеспечения требуемого уровня распыления солярки в камере сгорания. Топливная смесь воспламеняется встроенными электродами.

    Сами горелки могут быть:

    Тема горелок может быть представлена отдельной статьей, но рамки традиционного по размерам дачного дома не требуют этих сугубо профессиональных знаний.

    Система управления

    Жидкостной характер дизельного топлива позволяет глубоко автоматизировать работу отопительного котла. Головной контроллер следит за работой всех параметров котла, особенно за характеристиками работы горелки. Также он держит «руку на пульсе» количества воздуха, подогреве топлива, температуре воздуха внутри и вне дачи, температуре подаваемого топлива. Такая тотальная подконтрольность работы обеспечивается благодаря встроенным термостатам и выносным температурным датчикам.

    Контроллер Vitotronic. Фото с сайта viessmannstore.ru

    Датчики безопасной работы теплогенератора следят за возможным избыточным давлением, состоянием факела или наличием теплоносителя в системе отопления. В лучших версиях котлов их автоматике по плечу мониторинг самодиагностики всей системы с выводом текущей информации на экран хозяйского смартфона.

    Перспективы жидкотопливных котлов

    Завершить повествование о жидкотопливных котлах хочется краткой информацией о самом перспективном в последнее десятилетие направлении в их развитии создании так называемых конденсационных котлов. Это значительно усовершенствованная конструкция, позволяющая резко увеличить коэффициент полезного действия теплоагрегата и приблизить его к 97%. А что еще нужно от котла, если не повышение КПД?

    В качестве достойного примера возьмем чугунный низкотемпературный котел Viessmann Vitorondens 200-Т. Агрегат надежен, экономичен и прост в установке.


    Напольный жидкотопливный конденсационный котел Vitorondens 200-T. Фото: viessmann.ru

    Он генерирует тепловую мощность в диапазоне от от 20,2 до 53,7 кВт. Котел оснащен самоочищающимся теплообменником из специальной стали и простым в использовании контроллером с индикацией текста и графики.

    В сухом остатке

    Кому из дачников стоит обратить внимание на этот вид отопительной техники? Если:

    тогда дизельный котел точно для вас.

    Кроме того, в случае неожиданной газификации вашего садоводческого товарищества он тоже может быть использован (после замены горелки) на 100%.

    Котел на дизельном или ином жидком топливе станет долговременным источником тепла на вашей даче.

    Как выбрать котел на жидком топливе

    Жидкотопливный котел — это агрегат, который для нагрева теплоносителя использует жидкое топливо: мазут, отработка масла, печное топливо или солярка. Такие жидкотопливные котлы применяются для отопления жилых домов в районах, где отсутствует магистральное газоснабжение.

    Эффективность работы таких агрегатов высокая, практически равна эффективности работы газовых котлов.

    Регулировка процессов горения выполняется в автоматическом режиме и может осуществляться на расстоянии с применением современных средств связи через вай-фай или интернет.

    Котлы, работающие на отработке, относятся к энергоэффективному оборудованию и используются в системах утилизации отработанных горюче смазочных материалов ГСМ.

    Плюсы и минусы жидкотопливных котлов

    Современные жидкотопливные котлы — высокоэффективное оборудование, работающие с высоким КПД от 86-94 %. Они имеют хороший уровень автоматизации и современную систему безопасности.

    Котлы на жидком топливе могут выполняться универсальными, работать на нескольких видах топлива, в том числе и на газообразном. Для этого только потребуется заменить форсунку котла с жидкотопливной на газовую. Это создает преимущество, поскольку такие агрегаты могут применяться при перебоях в поставках основного топлива.

    Жидкотопливные горелки имеют и другие преимущества:

    1. Установка котла не требует согласование с государственными надзорными органами.
    2. Полная комплектация источника нагрева, позволяющая выполнить быстрый монтаж и управление без присутствия оперативного персонала.
    3. Можно использовать в любой отопительной системе с большими объемами нагрева.
    4. Могут работать с любым теплоносителем: вода и антифриз.

    Несмотря на большие преимущества данный тип котлов, как и все теплоэнергетическое оборудование, обладает определенныминедостатками:

    1. Самый большой недостаток — это высокая стоимость оборудования и монтажа.
    2. Необходимость обустройства топливного хозяйства с емкостью для хранения топлива, насосами и фильтрами очистки.
    3. Необходимость обустройства отдельной топочной.

    Устройство и принцип работы

    По принципам действия работа жидтоопливных котлов очень похожа с газовыми агрегатами. Основную функцию осуществляет газомазутная горелка с вентилятором. Конструкция форсунки должна обеспечить тонкий распыл топлива, по форме напоминающий конус от 45 до 80 градусов.

    Топливная струя под большим давлением истекает в топку, засасывая в конус воздух, образуя топливно-воздушную смесь, которая поджигается специальным запальником.

    Топливная смесь горит в вытянутом факеле. Образовавшиеся в процессе горения дымовые газы, с высокой температурой омывают отопительный котловой теплообменник, внутри которого циркулирует теплоноситель, нагревая его по температурному графику 95 -70 С. Если конструкция агрегата имеет два контура, то уходящие газы направляются в межтрубное пространство теплообменника ГВС, нагревая горячую воду до 55 С.

    Для повышения эффективности устройств большой мощности иногда в хвостовых поверхностях нагрева устанавливают экономайзер, для подогрева питательной воды в котловом контуре и воздухоподогреватели для нагрева первичного воздуха перед подачей его на форсунку.

    В результате удается снизить температуру уходящих газов с 350 С до 150 С и даже ниже, в котлах конденсационного типа, а КПД котлов поднять с 85% до 94%.

    Основные узлы

    Конструктивные элементы жидкотопливного котла для частного дома, практически, не отличаются от газового. Этим объясняется универсальность многих таких агрегатов. Для смены топлива в них требуется поменять только форсунку.

    Базовые конструктивные узлы жидкотопливных котлов:

    Жидкотопливные котлы комплектуются топливным хозяйством в состав которого входят: емкость для хранения топлива, подогреватели для нагрева топлива перед подачей на форсунку, насосы, фильтры тонкой и грубой очистки.

    Горелка

    Для жидкотопливных котлов чаще всего применяются вентиляторные горелочные устройства, работающие под наддувом. Поджог топливовоздушной смеси выполняется электродами. Современные газомазутные горелки — высокоточное модулируемое устройство имеющий собственный блок для управления процессами горения в топке.

    Базовая комплектация горелочного устройства для жидкого топлива:

    1. Трансформатор розжига, отвечает за процессы сжигания распыленной топливной смеси, благодаря генерации искры на запальном устройстве.
    2. Блок управления, контролирует процессы горения в топке, автоматически включает и выключает горелку по сигналам первичных датчиков по наличию факела в топке, температуре теплоносителя, давлению воды в котле и давлению в топливной магистрали. Блок оборудован надежной системой диагностики, которая самостоятельно определяет все возможные нарушения в работе газомазутной горелки.
    3. Электромагнитный клапан, осуществляет регулировку расхода жидкого топлива и отключение его при выводе котла в резерв или в случае возникновении аварийной ситуации.
    4. Воздушный регулятор, укомплектован фильтром очистки поддерживает соотношение “топливо-воздух”, чтобы обеспечить полноту сжигания топлива и уменьшить в котле потери тепла от химического недожога.

    Камера сгорания

    Она предназначена для сгорания топлива и является зоной с самой высокой температурой дымовых газов. Топки бывают двух типов открытая и закрытая. Первая работает по принципу естественного вывода дымовых газов в атмосферу, а вторая по принудительному принципу отвода уходящих газов, с использованием вентилятора или дымососа.

    Вентилятор создает аэродинамический напор в топке, а дымосос, напротив, создает в топке разрежение, благодаря чему затягиваются отработанные газы на всас дымососа, а затем выбрасываются лопатками рабочего колеса в дымовую трубу с напором, достаточным, чтобы преодолеть существующую высоту.

    Теплообменник

    Теплообменные аппараты в котле предназначены для нагрева теплоносителя контуров отопления и ГВС. Горячие дымовые газы омывают внешние поверхности нагрева теплообменников, после чего тепло через стенки передается воде, циркулирующей во внутренних поверхностях нагрева.

    Стенки теплообменника могут быть выполнены из котловой стали, чугуна или меди. Наиболее надежные и долговечные конструкции — чугунные, они имеют срок эксплуатации более 20 лет.

    Стальные конструкции, работают не выше 10 лет. Для того чтобы передача тепла к воде была наиболее максимальной, поверхности теплообменника выполняют сложной ребристой конфигурацией радиаторного типа, двух и трехступенчатые по ходу движению среды, а монтаж водяных радиаторов отопления выполняют через гидроразделитель.

    Дымоход для котла на жидком топливе

    Процессы горения у такого устройства идут медленнее, чем у газового. Внутрикотловая дымоотводная система жидкотопливных котлов более сложная, она состоит из нескольких ходов, дымогарные каналы рассекаются стальными пластинами, чтобы замедлить скорость движения через создание турбулентных потоков, тем самым обеспечивая полноту сжигания топлива и более эффективный съем тепла от уходящих газов. Дымовые трубы к агрегатам устанавливают, как и традиционные дымоходы для газового котла — стальные или коаксиального типа для бытовых агрегатов небольшой мощности.

    Блок автоматики

    Автоматика для котлов этого исполнения выполняется многофункциональной, она используется для регулирования процессов теплоснабжения и защиты теплоэнергетического комплекса от аварийных ситуаций.

    По сравнению с газовым котлоагрегатом, она имеет более развитую структуру управления, поскольку для эффективной эксплуатации нужно согласовать работу сложного топливного хозяйства: нагрев и подачу жидкого топлива на горелки, очистка его от взвешенных веществ и мусора и рециркуляцию от агрегата обратно в емкость, при остановке процесса горения.

    Работа базируется на нескольких первичных датчиках, которые подают сигнал на исполнительные механизмы регулирующие подачу воды, воздуха и топлива в соответствии с режимными картами и температурой наружного воздуха.

    В алгоритм срабатывания котловой защиты вложены предельные показания по наличию факела, температуре и давлению рабочих сред, при достижении которых котел на жидком топливе отключается с подачей звукового и светового сигнала, для оперативного персонала.

    ТОП-5 моделей жидкотопливных котлов

    Котлы на жидком топливе менее распространены на российском рынке климатической техники. Это вызвано тем, что они вырабатывают более дорогое тепло, чем угольные и газовые котельные, поэтому их устанавливают в основном на объектах, которые не имеют магистрального подвода газа.

    В последнее время популярность этих агрегатов заметно выросла, что вызвано использованием их в системах утилизации отработанных газосмазочных материалов, которых накопились в огромном количестве в промышленности и сельском хозяйстве.

    Наиболее популярными жидкотопливными устройствами западного производства являются бренды: ACV, EnergyLogyc, Buderos Logano, Saturn, Ferolli и Viessmann. Не уступают им по эффективности и надежности отечественные котлы на жидком топливе Лотос и модели ТЭП-Холдинга.

    Обзор отечественных и зарубежных котлоагрегатов для жидкого топлива:

      1. ACV Delta Prо S 25 – бельгийский напольный универсальный котлоагрегат работающий на жидком топливе с горелкой BMV1 или газообразной моделью BG2000 для сжиженного и природного газа. Тепловая мощность 26 кВт, теплообменники из стали, устройство двухконтурное, КПД – 92.8 %, работает в режимах “зима/лето”. Цена: 136434 руб.
      2. Агрегаты EnergyLogyc – американские напольные котлы на жидком топливе с интеллектуальной автоматикой, в широком диапазоне мощностей от 58 до 146 кВт. Могут использоваться для утилизации отходов ГСМ. Универсальный агрегат с тепловой мощностью 58.3 кВт, температурный график теплоносителя 100-60 С, КПД -90.0 %, хорошо работает в теплицах. Цена: 84200 руб.
      3. Buderos Logano – немецкие чугунные напольные котлы на жидком топливе с широким диапазоном мощности от 25 до 1200 кВт, имеют встроенный шумоглушитель. Buderus Logano G124-24 WS с тепловой производительностью теплообменника котла в кВт – 24, используется для обогрева 240 м2 площади. КПД – 94 %, может работать с внешним бойлером косвенного нагрева. Цена: 116735 руб.

    1. Котел Kiturami для дома — корейские напольные котлы на жидком топливе серии Turbo с широким диапазоном по тепловой мощности от 9 до 35 кВт. Котлы двухконтурные, теплообменник для ГВС — медный. Kiturami Turbo-13R мощностью 13.1 кВт для небольших загородных домов с площадью 150 м2, снабжен самой передовой погодозависимой автоматикой CTX-1500. КПД – 90 %, хорошо работает с российским жидким топливом по ГОСТ-305. Цена: 42440 руб.
    2. Fondital Capri – итальянские современные жидкотопливные отопительные системы. Fondital Capri BTFD 23 – универсальный напольный чугунный агрегат для жидкого топлива и газа. Тепловая мощность 24 кВт, с закрытой камерой сгорания, работает с коаксиальной дымовой трубой. Котел двухконтурный, КПД -90.0 %, комплектуется циркуляционным насосом. Цена: 293266 руб.

    На что обратить внимание при выборе

    При выборе жидкотопливного агрегата кроме тепловой мощности, которая должна обеспечивать все тепловые потери здания и нагрузку на ГВС, важно обратить внимание на виды допустимого топлива.

    Нужно чтобы оно по ГОСТу соответствовало тому, которое собственник планирует использовать и которое имеет в достаточных объемах в районе проживания, чтобы исключить высокие транспортные расходы.

    Жидкотопливные отопительные устройства работают с топливным хозяйством, важно, чтобы блок автоматики согласовывался с его работой. Например, если в аварийном случае котел отопления внезапно отключается, после отсечки клапана-отсекателя, топливо должно быть возвращено обратно в емкость для его хранения.

    Обычно комплектация топливного хозяйства не входит в поставку агрегата, поэтому его придется устанавливать самостоятельно. Некоторые модели комплектуются подогревателем топлива перед форсункой, на это также нужно обратить внимание, чтобы учитывать параметры топлива на выходе из системы топливоподачи.

    Установка жидкотопливного котла

    Безопасность и эффективность работы жидкотопливного устройства зависит от правильного монтажа. Все нормы на установку агрегата указываются в заводской технической документации.

    При принятии его на гарантийное обслуживание параметры установки будут тщательно проверяться гарантийной сервисной организацией.

    Учитывая сложность котловой схемы такой модификации из-за наличия топливного хозяйства, установку котла и вспомогательного оборудования лучше поручить специализированной монтажной организации.

    Многие базовые правила установки котла не отличаются от газовых агрегатов, тем не менее, имеются и существенные отличия. Прежде всего, такие агрегаты устанавливаются в отдельных отапливаемых топочных с прочным основанием, способным выдержать нагрузку котла и оборудования.

    Топочная должна иметь надежную приточно-вытяжную вентиляцию и автономный источник электроэнергии, для того чтобы аварийно отключить устройство, и перекачать топливо в емкость.

    Безопасная эксплуатация

    Жидкотопливные котлы относятся к объектам повышенной опасности. Неправильная эксплуатация таких агрегатов приводит не только к нарушению тепловых режимов, но может вызвать взрыв котла или создать очаг пожара. В промышленных жидкотопливных агрегатах к эксплуатации допускаются лица, которым исполнилось 18 лет, аттестованные на знание правил безопасной эксплуатации.

    В бытовых топочных, установленных в жилых домах, ответственность за безопасную эксплуатацию несет владелец такого домостроения. Поэтому он обязан выполнять все заводские инструкции по эксплуатации установленного котла. Это касается процедур включения, выключения, настройки рабочего режима и эксплуатации топливного хозяйства.

    Заводом-изготовителем указывается периодичность и виды работ по техническому обслуживанию агрегата. Оно, как правило, проводится ежегодно перед запуском агрегата в эксплуатацию. Сюда входит очистка наружных и внутренних поверхностей котла и дымовентиляционных систем. Проверка состояния конвективных поверхностей нагрева, трубопроводов, запорно-регулирующей арматуры и первичных датчиков системы безопасности.

    Жидкотопливные котлы: выбор и установка

    По большому счету, любой универсальный котел, оснащенный жидкотопливной горелкой, может относиться к теме статьи, но ранее уже писали о том, что универсальная топка не всегда хороша для работы с такими горелками, и здесь рассказывается о специализированных жидкотопливных котлах, разработанных именно для этого вида топлива.

    Жидкотопливные котлы: выбор и установка

    Дизельный котелУстройство дизельного котла

    На немецких образцово-показательных заводах в любой, самой современной котельной можно найти дизельный генератор, тщательно обслуживаемый по регламенту и готовый заработать в случае аварии на электросетях. Но это электроснабжение и это в довольно стабильной во всех отношениях Европе! Что уж говорить о наших самых непредсказуемых ситуациях в холодные сезоны, когда-то газовую трубу нарушили во время строительства, то поставщик угля закрылся на неопределенный срок, то дорогу развезло и завезти дрова не получается. И речь идет уже не только об электроснабжении, а об угрозе размораживания дорогостоящей системы отопления. Очень сильно выручить может в ситуациях полной автономности котел на жидком топливе.

    Доступность продуктов нефтепереработки, к которым относятся солярка или дизельное топливо, печное топливо или мазут, а также отсутствие необходимости согласовывать строительство котельной на таком топливе с разными организациями привлекает владельцев домов и организаций и дает простое решение для обогрева зданий. Действительно, для установки котла на жидком топливе нужен собственно сам котел достаточно простой конструкции, горелка для жидкого топлива и емкость для хранения запаса его.

    Дымоход большой длины практически не требуется, можно просто изолировать его проход в стене и дымовые газы за счет вентилятора горелки покинут помещение без труда.

    Котел достаточно тяжелый, под него неплохо бы соорудить фундамент. Самым крупногабаритным элементом котельной на жидком топливе станет емкость для хранения запаса дизтоплива, или печного топлива, или мазута – смотря что будет использоваться для сгорания в котле. Размер и способ установки бака зависит от того, чем будет отапливаться дом и об этом стоит подумать заранее.

    Виды жидкого топлива

    Для импортных жидкотопливных котлов в паспорте прописан вид топлива по стандарту EL DIN 51603 с характеристиками, близкими дизтопливу с российским стандартом Евро-4. Важными показателями являются плотность 0,86, вязкость при 20 градС – 6,0, содержание серы 0,005 и зольность 24 мг/кг

    Среднестатистический жидкотопливный котел потребляет на каждые 10 кВт мощности 1 кг жидкого топлива в час, и при работе 100 дней в полную нагрузку, а еще 100 дней – в половинной нагрузке котел мощностью 15 кВт для дома 100-150 м² потребует запаса около 5 тонн топлива. Скорректировать это количество поможет грамотный выбор оборудования, прежде всего типа котла и горелки, но и вид топлива также влияет на эту цифру.

    Светлое печное топливо

    Для котельных нередко используется печное топливо, а именно – светлое печное топливо. Оно по вязкости и степени очистки приближается к дизельному, но отличается от него по цене, поскольку в нем не соблюдаются цетановое число, температура помутнения и другие важные для автомобильных двигателей параметры, а это влияет на налогообложение и продукт становится дешевле. В нем не регламентируется содержание серы и там его может быть более 0,7% (у ДТ – не более 0,2%), выше вязкость (0,835-0,84 мм²/с) и ниже плотность (0,82 кг/л). Вообще поскольку в ГОСТах нет нормативов для печного топлива, его качество целиком и полностью лежит на совести производителя, и лучше сделать лабораторный анализ перед покупкой. Многие крупные и реконструированные НПЗ отказались от производства печного топлива, так, например, тюменский Антипинский НПЗ до 2013-2014 гг еще производил его, а сегодня выпускает только бензин газовый стабильный и топочный мазут. Ближайший поставщик для жителей юга Тюменской области пока нашелся в Кургане, топливо поставляется из соседних регионов. Стоимость печного топлива ниже стоимости дизельного топлива на 5-7%.

    Мазут

    Темное печное топливо еще более вязкое (8,0 мм²/с против 3,0-6,0 мм²/с в ДТ) и в нем содержание серы еще больше – до 1,1%. Такой вид печного топлива предназначен для сжигания в печах с предварительным испарением, для современных импортных отопительных котлов оно неприемлемо, в них оно просто не горит.

    Мазут топочный в России выпускается марок М40, М100, М200 и отличается он в основном по вязкости и наличию в марке М40 дизельных фракций, обеспечивающих понижение температуры застывания. Мазут марки М40, чаще предназначенной для применения в бытовых котельных, застывает при +10 и это позволяет его транспортировать при благоприятных условиях без подогрева, но зимой подогрев потребуется в любом случае. Температура для мазута М40 в месте отбора из резервуара должна поддерживаться не менее 60 град С, а для марки М100 – не менее 80 град.

    Горелка на отработанном масле

    Отработанное масло как вид топлива для котельных интересен прежде всего владельцам СТО или директорам крупных автотранспортных предприятий, где оборот отработанного масла велик и имеется возможность создать его запас. В целом это топливо приравнивается по эффективности сгорания к дизельному, и если речь идет про утилизацию собственного ресурса, себестоимость которого равна нулю, то это очень привлекательный вид топлива. Если даже своих запасов отработки маловато, его можно купить по выгодной цене и стоимость отопления на отработанном масле вторая по выгодности после отопления газом. Горелки для отработки выпускают Kroll (Германия, изначально это была горелка для рапсового масла, но адаптирована для потребностей российского рынка под отработку), DanVex (Финляндия), Hiton, Euronord EcoLogic, NORTEC.

    Рапсовое масло как вид топлива пока в нашей стране не распространен, хотя с 1 Га можно получить 1 тн солярки, 25-30 тонн зеленого корма для животноводства, мед (рапс отличный медонос) и еще земля будет подготовлена для будущих посевов, поскольку рапс – сидератная культура. При наличии собственного рапсового масла стоимость тонны солярки равна примерно 1600 руб, и это прекрасная альтернатива дизельному топливу с себестоимостью около 23000 руб) Европейские котлы, в частности, немецкие Buderus Logano с успехом работают на дизтопливе и рапсовом масле.

    Дизельное топливо – самый дорогой вид жидкого топлива для котельной, оно подразделяется на летнее, зимнее, межсезонное и арктическое по температуре эксплуатации. Именно для работы на дизельном топливе спроектировано большинство импортных котлов. Поскольку выпуск дизтоплива регламентируется по двум ГОСТам – 305-82 и 52368-2005, а есть еще и Технический регламент Таможенного Союза от 2011 г, в названиях бывает путаница, но обычному покупателю топлива для индивидуальной котельной можно запомнить несколько важных моментов. Одним из них является то, что летнее дизельное топливо хранится дольше, его можно закупить впрок и эксплуатируется оно до -5 град С. Зимнее и арктическое же имеют ограниченный срок применения из-за присадок в топливо, топить им дорого и неэкологично. Для отопления желательно выбирать дизельное топливо Евро, оно обладает более высоким КПД во время сгорания, лучшими техническими характеристиками и отвечает требованиям экологичности.

    В то же время при невозможности размещения емкости с дизельным топливом в обогреваемом помещении, снаружи здания при минусовых температурах останется тягучим лишь зимнее или даже арктическое топливо, и это надо учитывать при планировании жидкотопливной котельной.

    Итак, после выяснения вопроса каким видом топлива будет снабжаться котельная на жидком топливе можно переходить к выбору оборудования для его хранения (бак) и сгорания (котел с горелкой).

    Емкости для хранения жидкого топлива

    Емкости для хранения жидкого топлива

    Прежде всего уточним, что по СНиП установка емкостей для хранения жидкого топлива запрещена в крышных котельных и подвальных помещениях.

    В настоящее время баки изготавливаются из стали, алюминия, нержавеющей и эмалированной стали, пластика. Выполненная из любого материала, емкость должна быть прочной и герметичной, ведь жидкое топливо в большинстве своем – материал горючий и его утечка опасна и как повод для пожароопасной ситуации, так и в смысле загрязнения окружающей среды.

    Емкости различаются наземной, подземной или полуподземной установкой и могут быть объемом от 500 до 20000 л. Допускается соединение нескольких резервуаров для поддержания необходимого запаса, но для отдельно стоящей котельной запас не должен согласно норме превышать 150 м³. Баки из полипропилена объемом до 5м³ разрешается устанавливать непосредственно в котельной, отделив резервуар глухой стеной. В непосредственной близости от котла можно расположить лишь резервную емкость объемом не более 800 л на расстоянии не менее 1 м от горелки.

    Срок хранения топлива не превышает года и разумнее и выгоднее иметь запас его на один отопительный сезон. Следует рассчитать возможное потребление для отопления дома, подобрать емкость подходящего размера и завезти топливо за один раз, сэкономив на доставке.

    Чаще других сегодня применяются емкости из полимерных материалов. Они легкие, не подвержены коррозии, выдерживают температуры от -50 градС до +50 град С, с помощью фикспакетов можно удобно произвести врезку трубопроводов. Узкое место полимерных баков – прочность, поэтому в странах ЕС для емкостей свыше 1000 л. есть требование, чтобы они были двустенными, но в России это пока лишь рекомендация.

    Хранение дизтоплива

    Если емкость предполагается наземной, чаще выбирают ее из полимерных материалов и обращают внимание на форму – удобнее вертикальные прямоугольные баки, способные пройти через дверной проем. Цилиндрические баки дешевле и они чаще применяются для больших объемов топлива, свыше 5м³, их можно установить в большом помещении наземно или в подземном варианте. Расстояние от котельной до резервуара должно быть не менее 9 м. Баки внутри помещений устанавливают внутри пожаробезопасного каркаса.

    Подземные хранилища топлива более безопасны в горизонтальном исполнении, они снабжены двумя люками – для слива топлива и смотровой.

    При установке емкости вне помещения необходим топливный насос, подающий жидкость по топливопроводам под давлением к входу в горелку, в некоторых моделях горелок насос уже входит в состав комплектации.

    Все баки для топлива имеют в нижней части отверстие для слива загустевающего остатка, в месте слива топлива должен быть установлен фильтр очистки от загрязнений. Для удобства можно установить датчик уровня топлива, механический или электронный и при необходимости – обязательно сертифицированный, подогреватель топлива.

    Фото работающий дизельный котел

    Дополнительный подогрев топлива осуществляется в горелке.

    Жидкотопливные горелки для котлов

    Жидкотопливные горелки

    Комбинированные горелки “газ-дизельное топливо”, “газ-мазут” дороже специализированных жидкотопливных, но могут обеспечить бесперебойное теплоснабжение при смене вида топлива, например, когда дом со временем газифицируется. Такие горелки требуют настройки отдельно по каждому виду топлива, в них есть устройство – механическое или электронное, регулирующее соотношение “воздух-топливо” в подающей смеси, а в горелках “мазут-газ” предусматривается подогреватель мазута.

    Собственно, жидкотопливные горелки делятся на:

    – горелки с распыливающими форсунками, в том числе с паромеханическими форсунками;

    – горелки ротационного типа.

    Горелки ротационного типа малочувствительны к качеству топлива, в них оно подается с небольшим, от 1 до 3,5 атм давлением на вращающийся со скоростью 5000 об/мин стакан. Даже наличие инородных частиц в мазуте не приводит в такого вида горелках к выходу из строя оборудования. Чаще они применяются на объектах теплоэнергетики.

    Дизельная горелка

    Горелки с распыливающими форсунками могут быть одно-, двух- и трехступенчатыми, а также модулируемыми. Ступенчатая регулировка предполагает работу в одном заданном диапазоне мощности либо переключение во время работы при достижении заданной температуры теплоносителя на следующий диапазон.

    Самыми экономичными являются модулируемые горелки, плавно меняющие мощность от 10 до 100% с помощью механической, пневматической или электронной модуляции. Экономия топлива при грамотной настройке такого типа горелки может составлять 5-15%. Стоимость таких горелок выше, чем у ступенчатых, но они позволят снизить нагрузку на механические части котла из-за частых включений/выключений, увеличить его КПД и время эксплуатации в целом.

    Производители горелок часто выпускают унифицированные модели, подходящие к разным маркам котлов и консультант салона отопительной техники может порекомендовать подходящую из имеющегося ассортимента.

    Жидкотопливный котел

    Жидкотопливные котлы могут быть из чугуна или стали, и в первом случае срок эксплуатации составит около 50 лет, а во втором – не более 10-ти. Стандартные высокотемпературные дизельные котлы имеют горизонтально расположенные относительно установленной горелки топочные камеры, а конденсационные, использующие теплоту сгорания водяных паров – вертикальные топочные камеры.

    Конденсаторный дизельный котелСтандартный высокотемпературный дизельный котел

    Предустановленные на заводе моно- или мультитопливные горелки могут быть впоследствии заменены, если топливо котельной станет другим. По своей конструкции дизельный котел мало чем отличается от газового, лишь горелки используются разные. Дизельные котлы с несменяемой горелкой стоят дешевле и легче по весу.

    Одно- или двухконтурный котел выбрать – решать только владельцу, но поскольку потребность в нагреве отопительного контура намного превышает потребность в горячей воде для бытовых нужд, дешевле установить одноконтурный котел и отдельно – бойлер.

    Жидкотопливные котлы выпускают многие производители отопительной техники, как отечественные, так и иностранные, например, Buderus, Kiturami, Protherm и стоит помнить, что жидкотопливные котлы, как и их горелки потребуют регулярного обслуживания, чистки от сажи и накипи, и эти процессы лучше доверять специалисту, так что предпочтение рекомендуется отдавать производителям, поддерживающим свою сервисную службу на территории установки котла.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *