Как сделать винтовую лестницу своими руками

При выборе лестничного перехода с одного этажа на другой, следует помнить, что лестница должна быть не только практичной, надёжной и долговечной конструкцией, но и иметь привлекательный внешний вид. Красивая винтовая лестница своими руками станет эстетичным дополнением к любому частному дому, а также к некоторым разновидностям квартир. Помимо всех своих положительных качеств, винтовая лестница также экономит свободное место, что позволяет занять его более необходимыми вещами.

Плюсы и минусы спиральных конструкций

Не стоит спешить и закупать все строительные материалы для создания винтовой лестницы, сначала следует ознакомиться с преимуществами и недостатками таких конструкций. К сожалению, идеальных вещей практически не бывает, и даже зная, как сделать винтовую лестницу, хозяин дома или квартир должен узнать все плюсы и минусы таких конструкций.

В остальном винтовые лестницы на второй этаж пользуются не меньшей популярностью, чем маршевые конструкции, для того, чтобы изготовить их своими руками, не потребуется много времени.

Видео с YouTube:

Чертёж простой винтовой лестницы

Конечно, можно не терять времени на расчёт, а также чертёж, и приобрести готовую конструкцию, которую необходимо только собрать. Но стоимость готовой винтовой лестницы (чертёж которой будет представлен далее) будет гораздо выше, чем её самостоятельное изготовление и монтаж. Также нельзя доверять качеству материала, из которого конструкция изготовлена. При недостаточном качестве даже древесины для ступеней, возникает высокий риск получения травмы членами семьи, например, когда ступень переломится.

Началом составления чертежа является выделение свободного пространства, площадь которого должна быть не менее двух квадратных метров. Такие размеры рассчитаны на максимальный комфорт как при подъёме человека, так и при его спуске. Также важным фактором является свободный доступ к верхней и нижней части лестницы. Это очень правильно и практично с точки зрения пожарной безопасности, и при возникновении ситуации, когда необходима быстрая эвакуация всех людей в доме.

Следующим конструктивным элементом каждой винтовой конструкции являются ступени. Необходимо правильно подобрать не только их количество, но и размеры, которые указывают на чертеже. В среднем, для большего удобства количество ступеней варьируется от 11 до 13 штук. При большем количестве ступеней, поднимающемуся или спускающемуся человеку будет проблематично сделать полноценный шаг.

Также, делая расчёт, следует обратить внимание на градус уклона винтовой лестницы, не следует его делать слишком острым или тупым, идеальное значение – 45 градусов. Тогда при подъёме и спуске со ступеней, они не будут слишком подняты вверх или опущены вниз.

И последнее – ширина лестницы на второй этаж, которая по общепринятым нормам составляет 120 см. Некоторые хозяева домов стараются сделать винтовую лестницу как можно уже, но это только приводит к лишнему неудобству.

Последовательность монтажа деревянной винтовой лестницы

Следует знать, что монтаж и расчёт деревянной и металлической винтовой конструкции отличается только другими составляющими конструкции, а также способом крепления всех основных её элементов. Основным элементом такой лестницы является несущая опора, на которую впоследствии будет устанавливаться общее количество ступеней. При металлическом каркасе, для ступеней не требуется дополнительная фиксация, а при использовании деревянных материалов, одну их сторону крепят на стене с помощью анкерных болтов.

Видео с YouTube:

Монтаж несущей опоры

Опорная стойка – основной элемент винтовой лестницы на второй этаж, который требует не только правильного и точного монтажа, но также использования надёжных строительных материалов и точно отмеренной высоты. Поэтому при выборе деревянных составляющих, необходимо обратить особое внимание на обработку древесины.

Как было указано выше, для деревянной винтовой лестницы потребуется свободное пространство, площадью не менее 2 м 2 . Опорная стойка устанавливается точно посередине этого пространства. Чтобы отмерить центр площадки, необходимо соединить углы прямоугольника и на этом месте производить монтаж опоры.

Как производить монтаж несущей опоры:

Установка ступеней

Монтаж ступеней на деревянную винтовую лестницу — не менее ответственное занятие, чем установка центральной опоры. Ведь от их правильного расположения зависит удобство передвижения по лестнице на второй этаж. Чтобы ступени точно подошли к опоре, на ней следует закрепить отрезки металлического уголка, которые перед этим точно отмерить с помощью строительного уровня.

В отрезках металлического уголка просверливают отверстия, с помощью которых потом будут зафиксированы ступени. Следует помнить, что для лучшей фиксации дерева, помимо болтов также следует приобрести широкие металлические шайбы. В уголке достаточно будет двух отверстий, для большей надёжности их можно сделать три.

Сейчас можно приобрести специально предусмотренные для такой разновидности фиксации уже готовые небольшие уголки. В них просверлены отверстия, достаточно только закрепить такие изделия внизу ступеней, а с другой стороны притянуть к центральной опоре.

Более трудоёмким является вариант изготовления ступеней специально конструкции, при которой они просто одеваются на центральную опору. Обычно такая форма ступеней предусмотрена в винтовых лестницах, изготавливаемых на заказ, если делать их своими руками, то это займёт слишком много времени. Установив ступени с одной стороны на опору, с другой стороны их всё же необходимо закрепить к стене.

Перила – безопасность превыше всего

Перила – это неотъемлемая часть любой винтовой лестницы, особенно если она имеет винтовую конструкцию. Для более гармоничного вида, перила или поручни необходимо делать средней высоты, и из того же материала, что и остальная винтовая лестница, сделанная своими руками.

Конечно, многие домашние мастера стараются сочетать тщательно обработанный металл и качественные породы деревьев, но это приводит к дополнительным затратам. Поэтому на деревянной винтовой лестнице следует сделать такие же перила.

Крепить стойки перил к ступеням можно с помощью саморезов, углубляя шляпки в древесину, а потом вскрывая их специальным древесным герметиком. Более старым (но очень надёжным и проверенным) является способ крепления деревянной конструкции с помощью деревянных гвоздей или говоря простым языком – чопиков. Чопик выстругивают из бруска, его диаметр составляет не более 0.8 см. Потом в нижней части стоек для перил высверливают отверстие, которое также необходимо и для ступеней. Далее стойка и ступеньки соединяются с помощью чопика, который необходимо вбить.

Крепить перила к стойкам можно также с помощью саморезов или деревянных гвоздей среднего диаметра. После того как конструкция будет готова, её можно вскрыть лаком, предварительно придав необходимый цвет мастикой или марилкой.

Как сделать винтовую лестницу из металла. Плюсы и минусы конструкции

Металлическая винтовая лестница своими руками обладает рядом преимуществ, которые не могут сравниться с деревянными конструкциями. Например, это более длительный эксплуатационный срок, менее длительная и затратная обработка, а также высокая надёжность изделий, смонтированных из металла. Но если пропустить все плюсы металлических лестниц, то остаётся ряд недостатков, на которые также следует обратить внимание:

Монтаж винтовой лестницы из металла происходит в точно таком же порядке, как и деревянной конструкции. Основным отличием является соединение всех элементов. Если для деревянной лестницы используют саморезы, деревянные гвозди и иногда болты, то в металлических лучше всего применять сварочный аппарат.

Классы прочности болтов по ГОСТу: особенности и маркировка

Содержание

Подъемный кран упал и раздавил мужчину. Рухнул мост с автомобилями. Внезапно перевернулся КамАЗ… Неутешительные новости о трагедиях появляются регулярно. Причины разные: халатность, невнимательность, безответственность. А еще одна из причин – проблемы с болтовыми соединениями. Казалось бы, такая мелочь! А ведь на болтах в буквальном смысле держится все: они несут вибрационные, весовые и динамические нагрузки. В этой статье мы поговорим о том, какие типы болтов бывают, как узнать класс прочности болта и как читается маркировка.

Типы болтов

У этих метизов есть несколько классификаций по разным параметрам. Например, в зависимости от формы головки они бывают универсальные (с шестигранной головкой), анкерные, рым-болты и др. По форме стержня крепеж тоже различается: резьба наносится на весь стержень или занимает только часть. Сама резьба в соответствии с ГОСТ 27017-86 может быть метрической, шурупной, самонарезающей или конической.

В зависимости от назначения болты делятся на несколько видов: лемешные для сельскохозяйственной техники; мебельные, с гладкой ровной головкой, которая не выступает на поверхности мебели; дорожные для монтажа ограждений и фиксации металлических, деревянных или пластиковых конструкций; машиностроительные для соединения запчастей транспортных средств, обладают особой прочностью и стойкостью к изменениям от воздействия агрессивной внешней среды; фундаментные служат для крепления оборудования к фундаменту, имеют специальную форму головки; путевые соединяют части рельс.

Обратите внимание! Не существует универсальных болтов, которые подойдут для любой задачи. Для каждой нужно выбирать крепеж в соответствии с его классом прочности. Именно класс прочности болта влияет на безопасность конструкций, разрушение которых может привести к гибели людей.

Класс прочности – это наиболее важная характеристика для крепежа. Определяет устойчивость болтов к механическим воздействиям и показывает предел прочности на разрыв. Остановимся на ней подробнее.

Классы прочности

В ГОСТ 1759.4-87 (ИСО 898/1-78) можно найти обозначение класса прочности болтов. Характеристика зависит от множества факторов, например, от стали, из которой выполнен болт, и от того, была ли термообработка материала. Приведем список классов прочности и их основные параметры.

Классы от 3.6 до 6.8

Материал: углеродистая сталь

Возможные добавки: нет

Термическая обработка: нет

Класс 8.8

Материал: углеродистая сталь

Возможные добавки: бор, марганец, хром

Термическая обработка: закалка и отпуск при температуре 425 °С

Класс 9.8

Материал: углеродистая сталь

Возможные добавки: бор, марганец, хром

Термическая обработка: закалка и отпуск при температуре 425 °С

Класс 10.9

Материал: углеродистая или легированная сталь

Возможные добавки: бор, марганец, хром

Термическая обработка: закалка и отпуск при температуре 340 или 425 °С

Класс 12.9

Материал: легированная сталь

Возможные добавки: нет

Термическая обработка: закалка и отпуск при температуре 380 °С

Чем легированная сталь отличается от углеродистой? Тем, что в ней содержится молибден, титан, вольфрам или другие добавки. Они улучшают эксплуатационные характеристики, увеличивают твердость, плотность и термостойкость материала.

Читайте также:  Встроенная стиральная машина на кухне (38 фото): выбираем встраиваемую в кухонный гарнитур стиральную машинку, размеры моделей под столешницу

Часто болты покрывают другим материалом для улучшения их свойств:

Что такое термическая обработка стали и зачем она нужна? Это технологический процесс изменения структуры материала, в результате которого повышается предел выносливости стали, увеличивается прочность и износостойкость самого крепежа.

Обратите внимание! Классы прочности могут маркироваться как с точкой, например 3.6, так и без нее, например 36.

Механические свойства

Чтобы правильно подобрать крепеж, нужно не только ориентироваться на класс прочности, но и знать, какие характеристики за ним скрываются. От этого зависит назначение метиза. Например, болты низкой прочности класса до 6.6 подойдут для монтажа козырька надо крыльцом. Класс прочности высокопрочных болтов – от 6.6 до 12.9. Их используют при строительстве кранов, мостов, зданий, транспорта, железнодорожных путей. Это же значение определяет, может ли на крепеж прилагаться несущая силовая нагрузка.

В таблице ниже мы приведем класс прочности болтов. Расшифровка терминов до таблицы поможет вам сориентироваться в свойствах крепежа по ГОСТ 1759.4-87 (ИСО 898/1-78).

Механические свойства болтов в зависимости от класса прочности

Класс прочностиВременное сопротивление, МПаТвердость по Виккерсу, HVПредел текучести, МПа
3.6300 – 33095 – 250180 – 190
4.6400 – 400120 – 250240
4.8400 – 420130 – 250320 – 340
5.6500155 – 250300
5.8500 – 520160 – 250400 – 420
6.6600190 – 250360 – 480
6.8600190 – 250640
8.8800 – 830250 – 335640 – 660
9.8900290 – 360720
10.91000 – 1040320 – 380900 – 940
12.91200 – 1220385 – 4351080 – 1100

Зная класс прочности, можно рассчитать среднее временное сопротивление самостоятельно. Для этого умножьте первую цифру класса прочности на 100. Например, для болта 6.6 это значение будет 600. Также можно рассчитать предел текучести, умножив временное сопротивление на вторую цифру класса прочности и поделив полученный результат на 10. Для того же болта 6.6 это будет выглядеть так: 600×6÷10 = 360.

Маркировка

В соответствии с ГОСТ 1759.0-87 (СТ СЭВ 4203-83) на каждый болт ставится знак класса прочности и клеймо изготовителя. В зависимости от размера болта их наносят на торцевую или боковую поверхность головки. Также производитель может указать дополнительные характеристики крепежа. Пример показан на рисунке.

1 (буква D) – клеймо или товарный знак изготовителя.

2 (11.14) – числовое значение указывает на номер плавки.

3 (10.9) – класс прочности шестигранных болтов. Если не указан, значит, он меньше 6.

4 (S) – болт имеет шестигранную головку, которая превышает стандартный размер.

5 (ХЛ) – климатическое исполнение: ХЛ – для холодного климата до -65 °С; У – для умеренного климата до -40 °С.

Обратите внимание! В статье приводится маркировка болтов по ГОСТ. Существуют международные стандарты, например DIN или ISO. Не стоит пугаться, если на крепеж нанесены другие обозначения.

Надеемся, наша шпаргалка и таблица классов прочности болтов поможет вам с выбором. Подобрать крепеж можно на этой странице. Если остались вопросы, звоните нашему менеджеру – он вас проконсультирует.

Виды болтов

Болты предназначены для скрепления самых различных элементов и используются во многих производственных отраслях. В настоящее время применяется большое количество видов болтов, различающихся назначением и специфическими особенностями.

Устройство болта

Головка

Посредством данного элемента обеспечивается передача крутящего момента остальных элементов болта и образовывается опорная поверхность.

Формы головок:

Данный критерий становится основанием для классификации болтов на следующие виды:

Стержень

Стержень болта и его другие части характеризуются наличием самых разных конструкций, в зависимости от технических требований. Наиболее часто они классифицируются по длине, которая может занимать половину, третью, четвертую или иную часть. Фиксация болта должна характеризоваться определенной надежностью, поэтому зачастую они идут с подголовком на стержне. Как правило, диаметр резьбы и голой части у таких изделий является равным, но иногда могут использоваться болты с отличающимся диаметром указанных частей, что может быть обусловлено необходимостью создания соединения с повышенной нагрузкой. Такие стержни имеют название ступенчатых.

Шаг резьбы

Болты классифицируются также по типу резьбы, которая бывает:

Назначение болтов

Спрос на такие крепежные изделия существует как в быту, так и в промышленной области:

Преимущества, характеристики и критерии выбора высокопрочных болтов, винтов и шпилек

Высокопрочные болты, винты и шпильки при небольших габаритах способны обеспечить разъемное соединение, не уступающее по прочности сварному и превосходящее заклепочное. Интенсивно эксплуатируемая техника или массивные строительные металлоконструкции требуют применения именно высокопрочного крепежа. Стремление снизить расходы и использовать в ответственных узлах крепления низкопрочные детали может привести к быстрому разрушению конструкций или выходу из строя механизмов.

Перед внедрением высокопрочного крепежа в той или иной проект проектировщики производят точный расчет болтовых соединений с учетом силовой нагрузки на метизы и их прочностных характеристик. К сожалению, в отечественной промышленности объем использования высокопрочных крепежных изделий меньше, чем в развитых зарубежных странах. Это связано с отсутствием достаточной информации о преимуществах и эффективности их применения, а также технической литературы и справочных данных для их практического использования.

Создание долговечной выносливой техники также невозможно без особо прочного крепежа. К сожалению, но факт, что наши автомобили часто не выдерживают даже гарантийного срока эксплуатации из-за крепежных деталей низкой прочности, чего не скажешь об автомобильном парке немецкого, японского, французского, американского производства. Но ситуация в нашей стране постепенно налаживается не только за счет импорта высокопрочного крепежа, но и из-за того, что многие отечественные метизные заводы налаживают его выпуск по российским и европейским стандартам.

В чем отличие высокопрочного крепежа от обычного?

Главное отличие от метизов общего назначения заключается в особых физико-механических свойствах высокопрочного крепежа, которые дают ему возможность воспринимать более тяжелую нагрузку. К примеру, болт высокого класса прочности 12.9 разорвется при нагрузке 1200 Н/мм², а аналогичный по диаметру низкого класса 4.8 – при 420 Н/мм², то есть при нагрузке в 2.7 раза меньшей.

Высокопрочный винт ISO 7380-1 класса прочности 10.9

Помимо колоссальной стойкости к повышенным нагрузкам, крепеж высокого класса прочности дает еще целый ряд преимуществ:

Преимущества перед сварочным соединением:

Преимущества перед заклепочным соединением:

Сегодня при возведении металлоконструкций на смену заклепкам пришли высокопрочные болткомплекты, которые более выносливы переменным нагрузкам за счет равномерного распределения напряжения по сечению болтового соединения. К тому же в отличие от заклепок они могут быть легко заменены в случае износа, дают возможность сборки/разборки конструкции, могут использоваться многократно, что облегчают ремонт оборудования.

Высокие классы прочности и их расшифровка

Согласно международной классификации резьбовых метизов, к высокопрочным болтам, винтам, шпилькам относятся изделия, имеющие цифровую маркировку классов прочности 8.8, 9.8, 10.9, 12.9, а к сверхпрочным – 14.9. Это важнейшая из характеристик, которая обязательно учитывается в любом проекте. Чем выше эти значения, тем прочнее, выносливее, качественнее и соответственно дороже метиз.

Первая цифра указывает на предельную нагрузку на растяжение, при которой крепеж разорвется. Эта величина называется пределом прочности на разрыв, определяется как одна сотая от номинального временного сопротивления, выражается в МПа или Н/мм².

Например, для болта 10.9 она равняется: 10 / 0,01 = 1000 МПа (Н/мм²).

Вторая цифра говорит нам о напряжении, при котором крепеж необратимо деформируется при изгибе, а называется этот параметр – предел текучести. Определяется умножением первой цифры на вторую и на 10.

Например, для того же болта 10.9 он равен: 10х9х10 = 900 МПа (Н/мм²).

При расчете соединения для заданной нагрузки значение предела текучести умножают на коэффициент 1/2 или 1/3 для обеспечения 2-х или 3-кратного прочностного запаса.

Марки сталей и особенности изготовления крепежа высокой прочности

Крепежные изделия классов от 8.8 до 14.9, включая болты для автомобильной промышленности, производятся из конструкционных среднеуглеродистых сталей, легированных упрочняющими добавками. Эксплуатационные свойства крепежа определяются двумя факторами:

Самые популярные марки: 35, 40, 40Х Селект, 38ХА, 30ХГСА, 35ХГСА, 40ХН2МА, 38ХГНМ. Реже используют слаболегированные борсодержащие стали марок 12Г1Р, 20Г2Р, 30-35Г1Р. Стали, легированные бором, обладают благоприятным сочетанием прочностных и пластических свойств, но из-за некоторых технологических трудностей при их выплавке, их внедрение в метизное производство сдерживается.

Исходное сырье поступает на производство в виде стержней или проволоки. Болты формируют методом холодной штамповки под давлением на высадочных автоматах, затем на них наносят резьбу на накатных автоматах. Для придания готовым изделиям высоких прочностных характеристик, эксплуатационной надежности и устранения хрупкости их подвергают термическому упрочнению путем нагревания в закалочной печи и последующему отпуску (охлаждению).

Таблица 1. Марки сталей, рекомендованные для изготовления болтов, винтов, шпилек высоких классов прочности.

Класс прочности8.810.912.9
Марка сталиСт.35, Ст.35Х, Ст.38ХА, Ст.40Х, Ст.20Г2РСт.35Х, Ст.38ХА, Ст.45Г, Ст.40Г2, СТ.40Х, Ст.40Х Селект Ст.30ХГСА, Ст.35ХГСАСт.30ХГСА, Ст.35ХГСА, Ст.40ХНМА
Граница прочности, МПа800. 8301000. 10401200. 1220
Граница текучести, МПа640. 660900. 9401080. 1100
Твердость по Бринеллю, НВ242. 318304. 361366. 414

Стандарты ГОСТ и DIN на высокопрочный крепеж

Сегодня “высокопрочка” поступает на рынок от отечественных, европейских и азиатских производителей. И если качество китайского крепежа вызывает недоверие у потребителей, то российский и европейский продукт пользуется большим спросом. Во многих зарубежных нормативах DIN, EN прописано использование болткомплектов (болт, гайка, шайба в сборе) от одного производителя. В наших документах нет таких правил. Нет в них и требований по виду защитного покрытия, тогда как европейские метизы оцинковываются, как правило, горячим методом.

Таблица 2. Стандарты на высокопрочный крепеж в России и Европе.

Национальные стандарты РФЕвропейские стандарты
ГОСТ Р 52643-2006 Общие технические условияDIN EN 14399-1:2006 Общие требования
ГОСТ Р 52644-2006 (ИСО 7411:1987) БолтыDIN EN 14399-2:2006 Проверка пригодности к предварительным натяжениям
ГОСТ Р 52645-2006 (ИСО 4775:1984) ГайкиDIN EN 14399-4:2006 Гарнитуры из болтов и гаек. Система HV
ГОСТ Р 52646-2006 (ИСО 7415:1984) ШайбыDIN EN 14399-5:2006 Шайбы
DIN EN 14399-6:2006 Шайбы с фаской

Основные виды высокопрочных болтов, винтов и шпилек, используемые в России строительными компаниями и машиностроительными предприятиями:

Перечисленные стандарты распространяются на шестигранные болты высокой прочности (БВП), разработанные для использования при монтаже строительных металлоконструкций из стали, а также в мостостроении и тяжелом машиностроении для создания высоконагруженных соединений. Размерный ряд ограничен диаметрами М16 – М48. Выпускаются в климатическом исполнении «У» и «ХЛ»

Стандарты на БВП с нормальной шестигранной головкой, полной и неполной резьбой, используемые для скрепления деталей и элементов конструкций в автомобилестроении, других производственных и строительных областях. Имеют широкий диапазон диаметров от М3 до М64. Выпускаются без покрытия или оцинкованными разными способами (гальваническим, термодиффузионным, горячим). Аналоги с мелкой резьбой – DIN 960, DIN 961.

По данным стандартам изготавливаются винты с внутренним шестигранником и головкой в форме цилиндра, которые используются в самых разных отраслях промышленности. Винты DIN, ISO имеют более длинный перечень размеров, выпускаются только в высоких классах прочности 8.8, 10.9, 12.9, тогда как ГОСТ допускает их изготовление и низких классов, но ограниченного диаметра от М3 до М36.

Настоящие стандарты описывают требования к откидным винтам (болтам) с ушком и метрической резьбой диаметром от М5 до М36, которые применяются в станочных приспособлениях, в качестве детали соединения в машиностроении или совместно со строительными анкерами с внутренней резьбой.

Данные стандарты регламентируют размеры, длину, шаг и тип резьбы резьбовых шпилек (штанг). К высокопрочным относят шпильки с границей прочности 800…1200 Нм. Они имеют фиксированную длину 1000 или 2000 мм, диаметр от М4 до М48. Применяются в машиностроении, строительной отрасли, при монтаже кабельно-трубных эстакад.

Все вышеперечисленные метизы изготавливаются в черном исполнении (под покраску) и оцинкованном различными способами.

Усилие затяжки высокопрочных болтов

При установке БВП следует учитывать характер монтажного соединения: сдвигоустойчивое (фрикционное) или с несущими болтами. В первом случае соединение затягивается до требуемой (проектной) величины динамометрическими ключами для обеспечения сил трения между соединяемыми элементами. Момент затяжки – это усилие, приложенное к гайке или головке винта и создающее в теле метиза контролируемое усилие натяжения. Расчетные значения момента закручивания и усилия предварительной затяжки болтов сведены в специальные справочные таблицы.

Таблица 3. Нормы затяжки болтов (коэффициент трения 0,14)

Диаметр резьбы, ммШаг резьбы, РПлощадь сечения As, ммУсилие предварительной затяжки Q, кН Крутящий момент Мкр, кН
8.810.912.98.810.912.9
М40,78,784,36,37,43,34,85,6
М50,814,2710,3126,59,511,2
М6120,19,914,51711,316,519,3
М81,2536,68,126,631,127,340,146,9
М101,55828,842,249,4547993
М121,7584,341,961,57293137160
М14211557,584,498,8148218155
М16215778,8115,7135,4230338395
М182,519399141165329469549
М202,5245127181212464661773
М222,53031582252646349041057
М24335318326030579811361329
М273459240342400117616741959
М303,5561292416487159722742662
М333,5694363517605216130783601
М364817427608711277839574631
М394976512729853359751235994

Где и как маркируется прочность на изделии?

Маркировка высокопрочных болтов

Требования к обозначению прочности болтов, винтов, шпилек прописаны в ГОСТ 1759.0-87 (для диаметров до 48 мм) и ГОСТ 18126-94 (для диаметров от 48 мм). Знаки маркировки хорошо читаются на метизах, поэтому потребитель может легко определить класс прочности крепежа, с которым имеет дело.

Болты с шестигранными головками, винты с цилиндрическими головками под внутренний шестигранник и резьбовые шпильки маркируются по прочности цифровым кодом 8.8, 10.9, 12.9, 14.9 (с разделительной точкой или без нее), а шестигранные гайки – 9, 10, 12, 14. Это нестираемые выпуклые или углубленные клейма, нанесенные на головку болтов сбоку или сверху.

Маркировка классов прочности на крепеже малых диаметров может выполняться по системе циферблата.

Таблица 4. Циферблатная маркировка прочности болтов

Классы прочности шпилек отображаются, как правило, на их торцевой поверхности. Если шпилька имеет неполную резьбу, то цифровой код может быть нанесен на ее гладкую часть. Для шпилек также может применяться маркировка цветом (желтый для класса 8.8, белый для 10.9) или условными обозначением, нанесенным на торец:

Маркировка высокопрочных шпилек

Критерии выбора высокопрочного крепежа

Высокопрочные болты, винты и шпильки – это особый вид метизов, на которые возлагается большая ответственность за надежность и долговечность автомобилей, станков, грузоподъемной техники, мостов, эстакад, портовых сооружений, спортивных арен, других масштабных строительных объектов. Компания «Крепком» сотрудничает только с ответственными производителями, на предприятиях которых исследуется состав поступающего сырья, а каждая партия готового крепежа проходит испытания, установленные действующими стандартами. Кроме того, в собственной лаборатории «Крепком» осуществляется входной контроль поступающей продукции на соответствие стандартным прочностным показателям.

Виды болтов

Болт используется во многих отраслях производства для скрепления различных элементов. Существует множество видов данного крепежа со своей спецификой и назначением.

Устройство болта

Прежде чем рассмотреть виды болтов, ознакомимся с конструктивным устройством данного крепежа:

1. Головка

Данный элемент необходим для передачи крутящего момента остальной части болта и образованию опорной поверхности.

Формы головок:

а) Шестигранная – стандартная и универсальная головка.
б) Полукруглая – головка с усом или специальным квадратным подголовником. Данное решение необходимо для усиленной фиксации крепежа.
в) Цилиндрическая – стандартная головка под отвертку.
г) Потайная – данная головка не выступает над скрепляемой поверхностью, полностью углубляясь в отверстие.
д) Потайная с винтом.
е) Полукруглая с винтом.
ж) Цилиндрическая с шестигранным углублением под ключ – применяется в машиностроении и приборостроении. Для вращения необходим специальный инструмент.

2. Цилиндрический стержень с наружной резьбой

Виды стержней:

а) Стандартный стержень.
б) Для установки в отверстие с зазором.
в) Для установки в отверстие после использования инструмента «развёртка»;
г) Уменьшенный диаметр части стержня, не имеющего резьбы. Данное решение используется в условиях динамичного напряжения на болт.

Гайка

Гайки бывают следующих видов:

а,б) Шестигранные с фасками нормальные.
в) Шестигранные с фасками низкие.
г) Шестигранные с фасками высокие.
д) Шестигранные корончатые.
е) Шестигранные прорезные.
ж) Гайка-барашек.
з) Круглые гайки.

Основные виды болтов

Вернемся к начальной теме статьи и рассмотрим основные виды данного крепежа. А именно:

Мебельный болт

Применяется, прежде всего, в мебельной промышленности для сборки и изготовления мебели.

Изделие изготавливается по стандарту ГОСТ 7801-81 с низким классом точности C.

Головка болта имеет полукруглую форму. Под головкой находится ус для усиленной фиксации крепежа.

Марка стали: 10кп
Класс прочности: 3.6,4.8, 5.8
Покрытие: цинк или без покрытия

Лемешный болт


Крепеж для различных соединений. Применяется в строительстве и машиностроении.

Изделие изготавливается по стандарту ГОСТ 7786 с низким классом точности С.

У болта потайная головка позволяющая крепежу не выступать над поверхностью.

Марка стали: 10кп
Класс прочности: 4.8, 5.8
Покрытие: цинк или без покрытия

Дорожный болт


Данный крепеж применяется в строительстве металлических конструкций.
Изделие изготавливается по стандарту ГОСТ 7802 с низким классом точности С.

Марка стали: 1759.0
Класс прочности: 3.6
Покрытие: HDG (горячий цинк)

Высокопрочный болт


Используется, прежде всего, для эксплуатации в условиях низких температур и высокой нагрузки.
Изделие изготавливается по стандарту ГОСТ Р52644, ГОСТ 22353 с среднем классом точности B.

Марка стали: 40Х «Селект»
Покрытие: цинк, без покрытия

Рым болт


Данный крепеж используется для монтажных работ.
Изделие изготавливается по стандарту ГОСТ 4751-73 .

Покрытие: цинк
Грузоподъемность: 140, 140, 230, 340, 490, 700, 1200, 1800, 3200, 4600, 6300, 8600 кг.

На самом деле видов болтов намного больше, но мы не будем их рассматривать в связи с узкой спецификой таких крепежей.
Если вам необходима консультация или помощь специалистов, свяжитесь с нами по телефону (812) 309-54-79.

Назначение болтов и виды

Крепежи различного формата – гайки, шурупы, саморезы, болты стали неотъемлемой частью жизни. Сегодня невозможно себе представить жизнь современного человека без таких соединений. Их используют в бытовых целях, но чаще в промышленных масштабах. Несмотря на все разнообразие крепежа, можно смело утверждать, что болты – самый распространенный соединительный элемент!

Болт – это металлическая деталь с резьбой. По форме – это цилиндрический стержень. С одной стороны располагается резьба, а с другой – головка. Резьба может находиться на всей поверхности стержня, а может занимать лишь его часть. Головка болта по форме может быть разной, чаще – шестигранной. Таким образом, болт для закручивания и откручивания можно держать гаечным ключом. Их применяют для сборки разборных конструкций, поскольку форма обеспечивает легкую сборку-разборку. Деталь можно легко заменить при необходимости.

Такие крепежные детали можно условно разделить на 2 категории:

  1. черные;
  2. оцинкованные.

Черные не имеют наружного покрытия, они необработанные. Если эстетичный вид конструкции особого значения не имеет, применяют именно черные детали. Часто их используют в промышленном строительстве и машиностроении. Оцинкованные же наоборот, позволяют создать конструкции привлекательные на вид. Они не подвержены коррозии, а значит – сохранят презентабельный вид надолго. Их часто используют для сборки комнатной мебели или различных приборов. Вне зависимости от цвета, все болты имеют некоторые конструкционные отличия.

Разновидности болтов по форме и размеру

Головка – первое отличие. Она может быть разной формы – квадратная, шестигранная, овальная или круглая. По размеру они отличаются – могут быть стандартными, увеличенными или уменьшенными. Профиль головки также может быть разным. В некоторых случаях он полукруглый, иногда круглый, можно встретить изделие с потайной головкой – такие часто применяются для сборки мебели.

Разновидности болтов по форме стержня

Чаще всего болты изготавливают в стандартной форме – когда диаметр стержня одинаковый по всей длине. Встречаются ступенчатые модели, где резьбовая часть меньше по диаметру той, на которой нет резьбы. Такие детали получили название призонные и часто применяются для соединения конструкций с большой массой. Болты могут быть специфические и универсальные. Первые предназначены для выполнения конкретной задачи.

Разновидности болтов по шагу резьбы и типу

Тип резьбы важное отличие крепежных элементов. Она бывает:

Метрическая используется чаще других, может иметь крупный и мелкий шаг.

Разновидности болтов по типу исполнения

Такая конструктивная особенность, как исполнение определена ГОСТом. Например, шестигранные изделия могут быть со стопорным соединением. Головка оснащена специальным отверстием, в которое вставляется шплинт или вязочная проволока. Для уменьшения веса, головку оснащают углублением, сохраняя размер стержня.

Разновидности болтов по материалу, прочности и классу точности

Шестигранные болты классифицируются по классу точности. Выделяют 3 класса:

  1. А;
  2. В;
  3. С.

Под классом точности определяют шероховатость резьбового соединения. Также сюда входит диаметр циллиндрического стержня и поверхность головки для опоры. Наиболее высокий используется в приборостроении – там, где необходимо совершить ответственную сборку. Диаметр стержня и отверстия может не совпадать на 0,3 мм, но не более.

Второй распространен больше. Такие изделия применяют для сборки конструкций, отверстия которых больше диаметра стержня. Разница не должна превышать 1,5мм. Последний допускает сильное не соответствие – до 3мм. Чаще такие изделия применяют для соединений, которые не требуют высокой прочности.

Назначение таких крепежных деталей объясняет и материал, из которого они изготовлены. Материал определяет прочность детали. Могут использоваться следующие виды металла:

Другие виды болтов

Учитывая то, что такой вид крепежа часто используется в различных сферах жизнедеятельности, диапазон его использования невероятно обширный. Их используют в промышленном производстве, машиностроении, приборостроении, при сборке мебели и различных конструкций в домашних условиях. Виды болтов соответственно, различают по назначению:

Основные типы болтов, винтов, шпилек. Классификация и особенности применения

Основные типы болтов

В соответствии с ГОСТ 27017-86 «Изделия крепежные. Термины и определения» болтом называется крепежное изделие в форме стержня с наружной резьбой на одном конце, с головкой на другом, образующее соединение при помощи гайки или резьбового отверстия в одном из соединяемых изделий. Отметим, что похожее определение в стандарте получает и винт: крепежное изделие для образования соединения или фиксации, выполненное в форме стержня с наружной резьбой на одном конце и конструктивным элементом для передачи крутящего момента на другом.

Полной ясности в вопросе, чем отличается болт от винта, нет до сих пор. Например, иногда признаком болта считают неполную резьбу, хотя существуют болты и с полной резьбой. Если резьба выполнена не по всей длине болта, то диаметр гладкой части стержня примерно такой же, как и диаметр резьбы, измеренный на вершинах ее витков. Но бывают и исключения.

Иногда говорят, что болт должен обязательно иметь шестигранную головку. Но, в то же время, болтами называют изделия с полукруглой и потайной головкой. Рассмотрим наиболее популярные варианты болтов, имеющиеся в ассортименте ЦКИ.

Шестигранная головка производится в нескольких модификациях: основная, с опорным выступом, с буртом, с фланцем.

Болты с шестигранной головкой и основной резьбой разделяют на болты с полной (DIN 933) и неполной резьбой (DIN 931) и мелким и сверхмелким шагом резьбы (DIN 960 и DIN 961).

Отдельно могут быть выделены болты с шестигранной головкой с увеличенным размером под ключ для высоконагруженных предварительно напряженных резьбовых соединений стальных конструкций DIN 6914.

Болты с уменьшенным размером под ключ отличаются разнообразием исполнений.

Наряду с шестигранными головками болты могут иметь полукруглую головку:

И потайную головку:

К таким болтам устойчиво применяется определение «мебельный». Отчасти это объясняется тем, что некоторые из них широко применяются при производстве мебели. При этом усы и подголовки препятствуют проворачиванию изделия при сборке.

Примерами болтов называемых по назначению являются «откидной» и «приварной».

У откидного болта DIN 444 вместо привычной головки расположена втулка со сквозным отверстием – её еще называют кольцом. Как правило, втулка сидит на оси и болт вращается вокруг нее. Толщина кольца и длина резьбы в конструкции могут варьироваться.

Приварной болт вообще мало похож на болт. На месте головы у него расположен маленький цилиндрический выступ. Часто это изделие называют ещё шпилька приварная.

Именно он обеспечивает стыковую сварку болта и основания. Вместо цилиндра с резьбой привариваться могут и другие внешние элементы.

Под формальное наименование «болт» попадают также болты анкерные и призонные.

Анкерные болты предназначены для замуровывания в бетон. Их стержень имеет резьбу на одном конце – том, который выходит наружу. Форма другого конца может быть разной.

Его задача – обеспечить максимальное сопротивление вырыву анкера из основания. Поэтому второму концу придают расширяющуюся форму. При установке болта эта часть опускается в шурф и заливается бетоном.

Призонный болт – это болт, диаметр гладкой части стержня которого обеспечивает его установку по посадке без зазора в точно обработанное отверстие. Для этого резьбовая часть исполняется заведомо меньшего диаметра.

«Призонный» болт DIN 609 — это искаженное «прецизионный», то есть высокой точности. Также в качестве призонных применяются «Болты с шестигранной уменьшенной головкой класса точности А для отверстий из-под развертки. ГОСТ 7817-80».

Технология производства болтов

Наиболее распространенная технология производства болтов представлена на рисунке ниже.

Классификация винтов

Рассмотрим теперь винты, имеющиеся в ассортименте ЦКИ. Самая большая группа из них – винты общего назначения. Это с ними мы встречаемся ежедневно в быту и на производстве. Все они имеют стержень с полной резьбой (хотя бывают и исключения) и головки различной формы. На головках имеются шлицы или углубления под ключ разного типа.

Другая большая группа винтов – винты установочные. Название пошло от их назначения. В своем большинстве они предназначены для точной установки и фиксации деталей в механизмах. Для этого на своих концах они имеют различные выступы или углубления.

По ГОСТ 12414-94 (ISO 4753:1999): «Концы болтов, винтов и шпилек. Размеры» предусматриваются следующие концы установочных винтов:

Привод крутящего момента осуществляется следующими элементами:

В сводной таблице представлены реально существующие, наиболее распространённые сочетания головок и концов установочных винтов с указанием стандарта DIN.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *