Венецианская штукатурка

Однако еще древние римляне придумали штукатурку, которая по своим декоративным качествам настолько хороша, что сама служит завершающим отделочным слоем. В эпоху Возрождения термином stucco veneziano называли декоративную штукатурку, имитирующую ценные виды различных отделочных материалов.

Создавать подобные изыски можно было, приготовив состав по определенной рецептуре и придумав особую технику нанесения. С веками и то и другое изменилось. Это позволило добиться новых эффектов. Однако некоторые законы все же сохранились, и именно они придают венецианским штукатуркам уникальные свойства. Расскажем о них.

  1. В качестве наполнителя мастера используют не песок или мел, как в обычных штукатурках, а мрамор, истолченный до состояния муки или пудры.
  2. Красящий пигмент при необходимости вводят непосредственно в состав штукатурки, поэтому далее ее наносят на поверхность уже в заколерованном (окрашенном) виде. Штукатурки, которые надо красить после нанесения, к венецианским уже не относят.
  3. Техника применения специальной смеси также особенная. Ее накладывают на поверхность несколькими тонкими слоями, далее их художественно формируют и растягивают с помощью небольших остро отточенных шпателей.

Декоративные эффекты

Многие под венецианской штукатуркой подразумевают только имитацию мрамора. Это происходит оттого, что специалистов, создающих фактуры тех или иных материалов, единицы. Между тем при использовании такого декоративного материала можно создавать эффект малахита, бирюзы, дорогого дерева, пробковой коры, жатой и (или) глянцевой кожи, дорогих тканей, напоминающих шелк или бархат, и тканей этнических типа холста, рогожи. Дополнительные приемы позволяют творить металлизированные поверхности: состаренное серебро, медь с налетом зеленоватой патины, бронзы, черного металла. Все эти приемы были известны мастерам прошлого, о чем можно судить по отделке уникальных памятников архитектуры и искусства.

В современную эпоху, когда дизайнеры стали особенно ценить предметы, тронутые временем, появились еще две техники нанесения слоя штукатурки. Посредством одной из них создают гладкую, зачастую зеркально отштукатуренную, стену (так в эпоху Возрождения готовили в соборах стены под фресковую роспись).

Вторая техника, наоборот, имеет целью сымитировать неровную старую, осыпавшуюся и потрескавшуюся стену. Эта модная тенденция была подхвачена многими производителями отделочных материалов, и венецианская штукатурка сама превратилась в объект подражания: множество флизелиновых и виниловых обоев имитируют старинное покрытие, причем настолько искусно, что зачастую невозможно определить, как обработана поверхность (выдают лишь едва заметные вертикальные швы и тактильные ощущения).

Интересно отметить, что венецианской штукатуркой была богато декорирована дача «вождя всех времен и народов», а парадные холлы дома на Котельнической набережной уже лет пятьдесят украшают уникальные стеновые покрытия, которые сейчас, правда, требуют реставрации. Нелишне вспомнить и о таких памятниках архитектуры, как королевский дворец Фонтенбло во Франции (1533-1565) и соборы эпохи Возрождения.

Таким образом, венецианскую штукатурку наряду с росписью и золочением использовали для дорогой парадной отделки во все времена.

Современные технологии производства

Основой любого штукатурного состава вообще, и штукатурки в частности, являются связующее и наполнитель. Причем в венецианской штукатурке оба компонента должны быть особого качества, иначе стена вместо произведения искусства превратится в пятнистую картинку, которая вскоре покроется неравномерными трещинами.

Мрамор для наполнителя настоящей «венецианки» выбирают из немногих месторождений, отличающихся высочайшей степенью белизны и отсутствием посторонних включений. Благодаря этому штукатурка приобретает прозрачность, которая позволяет наносимым слоям проглядывать один из-под другого, образуя заданные рисунки.

Если же в качестве связующего берут известь, то ее гасят, причем несколько десятков лет (!) особым способом без доступа воздуха, что придает ей уникальную эластичность.

Однако технический прогресс внес свои коррективы в старинную рецептуру. Появились венецианские штукатурки, при изготовлении которых в качестве связующего используют современные полимерные смолы, причем выбор их также крайне важен. Высококачественные смолы после отвердения безвредны даже при попадании внутрь организма, а дешевые долгое время наполняют помещение вредными испарениями.

Кроме двух основных компонентов (наполнитель и связующее) производитель всегда вводит в рецептуру множество вспомогательных веществ в строго определенных пропорциях. Это позволяет модифицировать состав, придав ему дополнительные свойства: блеск или матовость, повышенную влагостойкость, способность удерживать структурный рисунок. Все секреты производители хранят в тайне, поэтому настоящая высококлассная венецианская штукатурка стоит очень дорого, во все времена она считалась парадной отделкой наряду с росписью, золочением, текстильной отделкой.

Потребительские качества

Потребительские качества венецианской штукатурки очень высоки. Как у полимерных, так и у известковых «венецианок» по долговечности и декоративности, пожалуй, нет конкурентов. Они экологичны, не имеют ярко выраженного запаха, после окончательного схватывания безвредны. Инструмент по окончании работы легко отмыть водой без применения вредных органических растворителей.

Полимерные штукатурки весьма стойки к появлению трещин, так как при полном схватывании на стене они образуют очень гибкую тонкую (толщиной не более двух миллиметров) пленку и крепко сцепляются с основанием. (В строительстве это свойство называют высокой адгезией к основанию.) Штукатурки данного типа великолепно ложатся практически на любую поверхность: дерево, гипсокартон, МДФ, кирпич, бетон, загрунтованный металл. При эксплуатации они выдерживают температурный режим от -50 до +80 °С. Необходимо отметить, что свою прочность венецианская штукатурка набирает постепенно в течение 28 дней. По окончании данного срока декорированную поверхность можно мыть мыльной водой и щеткой.

Известковые «венецианки» проигрывают полимерным штукатуркам по влагостойкости. Зато они обладают такими важными качествами, как паропроницаемость и стойкость к образованию грибка, что делает их незаменимыми в отделке, например, винных погребов. Известь, входящая в состав этого отделочного материала, со временем только набирает прочность и под воздействием воздуха вновь преобразуется в известняк уже заданной формы в виде слоя штукатурки. Данное покрытие обладает совершенно уникальными прочностью и морозостойкостью. Таким образом, если предварительная подготовка стены проведена правильно, то срок службы такой штукатурки исчисляется сотнями лет.

Если окончательный слой «венецианки» планируют сделать толстым, он все равно не будет превышать двух миллиметров. Поэтому особую роль играет предварительная подготовка обрабатываемой поверхности. Часто при высыхании штукатурка словно проваливается в едва заметные царапинки и изъяны на стене, обволакивая их и делая видимыми глазу. Если на поверхности остались кусочки старой краски, то она непременно размокнет под слоем нанесенной сырой штукатурки и отвалится вместе с новым покрытием. А волнообразно зашпаклеванная поверхность просто не даст возможности мастеру наложить рисунок.

Вследствие этого стену необходимо идеально выровнять, как под покраску, и обработать эластичной шпаклевкой, а затем пропитать грунтом глубокого проникновения. Однако следует помнить, что нельзя применять разбавленный клей ПВА, так как на него современные штукатурки просто не лягут.

Советы покупателям

Принцип приобретения штукатурки похож на выбор живописного полотна. Отталкиваться нужно от понравившейся работы, затем узнать, кто ее автор, и лишь потом обсуждать с ним условия заказа. Здесь нельзя рисковать – покупать краски для живописи подходящих цветов, а потом уже заниматься поиском художника, который бы нарисовал полотно. Так же дело обстоит и с «венецианкой». Было бы большой ошибкой сначала приобрести банку со штукатуркой, ориентируясь на крошечный фрагмент рекламного буклета, а потом начать искать мастеров, которые смогли бы этот фрагмент воспроизвести в масштабах стены.

Дело в том, что фирмы, торгующие готовыми составами, ориентируются прежде всего на профессионалов, которые занимаются нанесением составов, а маленькие образцы служат лишь навигатором для венецианщика или архитектора. Кроме того, для каждого вида покрытия нужны целый комплект материалов и определенно составленная технология, начиная с подбора грунтов и заканчивая последовательностью нанесения разных цветовых оттенков.

Следует учитывать и то, что в арсенале даже крупной и солидной фирмы может не быть полного перечня покрытий, удовлетворяющих всем запросам мастера. К примеру, итальянские штукатурки удобно класть на потолке, а французские, наоборот, дадут более тонкий и прозрачный эффект на стенах, зато станут стекать с инструмента при работе с потолком.

Все тонкости материаловедения невозможно рассмотреть в одной статье, поэтому единственный вариант – положиться при выборе отделочных материалов на мнение специалиста, поставив перед ним конкретную задачу.

За помощью лучше всего обращаться в студии, которые выполняют работу под ключ и имеют в штате и дизайнеров, и технологов, и мастеров. Обычно они выставляют цену, которая может колебаться от 20 до 100 долл. за 1 кв. м в зависимости от сложности работы и расхода материала. Таким образом, в случае порчи штукатурки мастерами студия оплатит эти издержки.

На фирме, как правило, уже есть готовые выкраски покрытий размером 30х30 см. Многие студии имеют целые коллекции таких образцов, свои фирменные секреты и изюминки. Именно по ним можно определить наиболее подходящий вид покрытия, затем после внесения небольшого аванса подобрать оттенок, фактурный рисунок и сделать индивидуальную выкраску. Необходимо также обсудить с дизайнером студии, насколько покрытие на стене будет соответствовать понравившемуся варианту.

Фирма, как правило, гарантирует покупателю определенную частоту повторения заданного рисунка (например, 70 или 90 %). Стопроцентного повторения вы сами не захотите, так как, заказывая ручную работу, вряд ли вам было бы приятно увидеть на стене растиражированный квадратик выкраски. Не следует сразу приобретать полный спектр материалов, поскольку работа длится не одну неделю, а составы, как правило, поставляют постепенно. В случае если выбранный оттенок окажется неудачным, остается возможность немного (но не кардинально) переколеровать материал с минимальными затратами.

Перед началом работы мастер студии по заданной ему технологии готовит эталонный образец, демонстрируя таким образом свое умение. Как правило, крупные оптовики имеют подобные подразделения в своем составе либо могут рекомендовать их как партнеров. Там же мастера получат бесплатную консультацию по нанесению штукатурки или возьмут платный мастер-класс. Стоимость его колеблется от 50 до 300 долл. (в последнюю цену входит не просто обучение, а продажа авторских приемов).

Правильно нанесенная «венецианка»

Здесь имеет смысл рассказать о разнообразии эффектов, которых добиваются посредством специальной техники нанесения штукатурки.

Поверхность стены может быть как зеркально гладкой, так и с некоторыми наплывами (рваная «венецианка»). Мазки не должны быть очень большими, поэтому лучше, если их размер не превышает 15 кв. см. Необходимо также, чтобы они перекрывали друг друга, образуя тем самым туманный хаотичный рисунок. Наличие на стене видимых полос и стыков является серьезным браком. Кроме того, часто неумелый мастер оставляет за собой ряд мелких параллельных полосок (след неуверенной руки). Если их много – это тоже недостаток.

Нужно учитывать, что глубина рисунка всегда зависит от количества нанесенных слоев. Для достижения хорошего эффекта их должно быть не менее пяти. Сейчас для ускорения и облегчения трудоемкого процесса нанесения применяют кельму (специальный строительный инструмент, напоминающий утюг) и накладывают только три слоя штукатурки. Однако чуда не происходит: скорость повышается в ущерб декоративности. Визуально такая поверхность мало отличается от покрашенной глянцевой краской стены – отсутствует глубина рисунка. Конечно, это неважно для коммерческих учреждений (лифтовых холлов, огромных супермаркетов). Компенсацией станет низкая цена за работу – около 5-7 долл./кв. м.

Рисунок хорошо выполненной «венецианки» похож на разбросанные лепестки роз или выглядит четким и графичным. Если выполнить венецианскую штукатурку в двух или нескольких цветах, можно добиться совершенного мраморного эффекта (это под силу только специалистам высокого класса). Глянец и блеск – необязательные условия, поверхность бывает матовой и даже сатиновой. Ее выбор зависит от вашего желания, качества состава и техники нанесения. Иногда «венецианку» выполняют с жемчужным и даже золотистым отливом.

Зачастую венецианские штукатурки, выполненные разными мастерами, настолько отличаются друг от друга, что по внешнему виду их невозможно отнести к одному и тому же классу покрытия. Первые пригодны только для применения в коммерческих помещениях, вторые украсят классические интерьеры, а третьи будут органично смотреться в интерьерах в стиле хай-тек.

Меньше всего по своим декоративным качествам для парадных помещений подойдут известковые венецианские штукатурки, которые хороши для стиля кантри или этно. Хотя талантливому дизайнеру легко перевернуть данное представление, умело сочетая отдельные элементы.

Декоративный эффект от применения венецианской штукатурки трудно переоценить: помещение приобретает объем, лишается монотонности. С помощью этой техники можно отделывать некоторые элементы фасадов, чаще входных групп, для чего используют либо известковые «венецианки», либо полимерные составы, содержащие силоксановые смолы. Именно тогда будут обеспечены надлежащие прочность, влагостойкость и обязательно паропроницаемость. Однако следует помнить, что мраморная мука, которая входит в состав любой «венецианки», – материал, весьма подверженный действию агрессивных сред. Поэтому не следует рассчитывать на глянцевые фактуры, которые очень быстро станут матовыми под воздействием внешних факторов.

К сожалению, на рынке венецианских штукатурок появились подделки, самая распространенная из которых – дешевый мел. Его часто берут вместо дорогой мраморной крошки. В банке оба раствора смотрятся одинаково, а на стене подделка сразу видна: вместо игры полутонов – белые блеклые разводы, больше напоминающие деревенскую мазанку, чем изысканную отделку. Низкая стоимость (около 5 долл. за 1 л) также смущает: для венецианской штукатурки слишком дешево, а для меловой пасты – дорого. Впрочем профессиональный мастер после предварительной выкраски легко обнаружит подвох.

При наличии достаточного времени и терпения можно попытаться нанести венецианскую штукатурку самому – нет ничего невозможного! Однако необходимо иметь в виду, что первоначального навыка, полученного на занятиях в мастер-классе, будет недостаточно, и потребуется набить руку. Поэтому заранее надо обзавестись несколькими кусками гипсокартона и потренироваться прежде на них.

Фактурные венецианские штукатурки

В этой области специалистов мало, так как для работы с данной техникой необходимо иметь художественное образование. В среднем стоимость услуг мастера вместе с материалом колеблется от 70 до 100 долл./кв. м. Здесь декоративные возможности ограничиваются фантазией дизайнера и платежеспособностью заказчика.

В самой высокой ценовой категории находятся «венецианки» с ковровыми орнаментами, имитирующие текстиль с набивным рисунком, зачастую позолоченным или посеребренным. Талантливый дизайнер способен повторить на стене практически любой мотив, присутствующий в интерьере, например узоры занавесок или осветительных приборов. Цена такой работы достигает 200-400 долл./кв. м, включая стоимость материала.

Таким образом, особая ценность венецианской штукатурки как отделочного материала заключается в возможности легко сочетать на поверхности разные фактуры и имитации, изменяя объем оформляемого пространства. Сейчас, когда в строительной индустрии царит унификация, подобные элементы декорирования становятся почти единственным способом оживить интерьер и придать ему черты индивидуальности. По сути, на смену архитектуре формы приходит архитектура цвета и света.

По материалам ProtoART

Венецианская штукатурка: архитектурное бельканто

Представляет собой венецианская штукатурка белую, похожую на сметану массу, которая окрашивается путем добавления в нее крсителя. В зависимости от того, какой цвет необходим, производится подбор красителя. Основу, эта масса может иметь как известковую, так и синтетическую. Стоит заметить, что в смесь могут входить такие компоненты как истолченный гранит, гашеная известь, мраморная мука, сок каучуконосных растений и вода. Конечный состав зависит только от производителя. Каждый изготовитель, имеет свои нюансы изготовления декоративной штукатурки. Преимуществом венецианской штукатурки является то, что ее можно наносить на любую стену. Будь это бетон, гипсокартон или другая поверхность, главным требованием – идеально ровные стены. Выравнивание стен и нанесение грунтовки, это и есть подготовительный этап работы, перед нанесением штукатурки.

Как это делается?

Если вы решили стать счастливым обладателем стен с венецианской штукатуркой, первый вопрос, который необходимо решить перед нанесением, это кто собственно будет делать. Вариантов не много, но есть. Это сам, знакомый который немного разбирается в этом, незнакомый умелец из фирмы и художник. Сразу стоит отметить, работа это все же относится к строительно-отделочной, поэтому свой выбор необходимо остановить на мастере, рекомендованном строительной компанией. Но если же средств на мастера не хватает, и вы решили самостоятельно сделать красоту, расскажем подробности процесса.

Итак, стены ровные, грунтовка нанесена. Теперь приступаем к процессу, который является сложным и трудоемким. Декоративная штукатурка, наносится несколькими слоями. Каждый слой требует подождать, пока он засохнет, также в процессе необходимо поверхность, несколько раз полировать.

Первый слой. Этот слой выполняется сплошным. Он наносится равномерным слоем на всю стену, что позволяет окончательно выровнять поверхность и задать тон окончательной работе. Все последующие слои являются отделочными и наносятся они гибким шпателем в виде коротких мазков. В итоге стена становится похожа на леопардовую шкуру.

Но – к делу. Допустим, стены готовы. Они идеально гладкие, прогрунтованы по всем правилам строительного дела. И вот с этого места начинается таинство создания «мраморного» шедевра. Процесс это сложный и очень трудоемкий. Венецианская штукатурка наносится несколькими слоями. После нанесения каждого слоя нужно обязательно подождать пока он высохнет, а во время работы всю поверхность несколько раз приходится шлифовать.

Сверху накладывается очередной слой, такими же мазками. Дальше еще один и еще. Так происходит до тех пор, пока поверхность не потеряет пятнистость. Т.е. пятна станут еле уловимыми. Теперь осталось подождать, пока поверхность высохнет и можно будет наносить защитный слой воска. Воск можно использовать как синтетический, так и натуральный. Если использовать синтетический воск, то поверхность получится матовая. Для глянца используется натуральный воск.

Если вы оформляете стены венецианской штукатуркой в ванной или бассейне, стоит использовать синтетический воск. Он способен защитить покрытие от влаги.

Фирм на сегодняшний день, которые готовы оказать услуг по нанесению венецианской штукатурки много. Но как выбрать именно ту, которая бы сделала все качественно, знают не многие. Однако есть некоторые советы, которые помогут сделать правильный выбор. Естественно, что фирму необходимо выбирать не первую попавшуюся, а именно ту которую вам посоветуют знакомые или друзья. Ведь если знают, значит пользовались услугой, а ко всему прочему, можно и на работу посмотреть. Второе, необходимо посмотреть на срок, который понадобится на выполнения работы. Если вам гарантируют очень быстрые сроки, то стоит задуматься, ведь венецианская штукатурка наносится в несколько слоев, а все они должны высохнуть. Одним днем не управишься. Ну и, наконец, необходимо обратить внимание на то, кто же вам будет наносить изображение. Конечно лучше всего, если это будет бывший преподаватель художественного колледжа. Но и цена на такого работника будет высока.

Читайте также:  Гипсокартон Кнауф: ГКЛ размеры, Knauf листы и технология монтажа, влагостойкого технические характеристики

Когда выбор сделан и стена имеет красивый вид, в голове возникает вопрос. А насколько ее хватит? Специалисты утверждают, что венецианская штукатурка способна сохранить свой внешний вид лет 5-10 с гарантией в 100%. Однако этот срок учитывается с правильным уходом за ней. Во-первых, не надо ставить близко мебель к штукатурке, чтобы лишний раз они друг о друга не бились. Необходимо оставлять зазор. Во-вторых, при мытье не стоит использовать химические средства для очистки. Можно испортить покрытие. Достаточно мыло, воды и мягкой губки.

Ну и напоследок хочется отметить, что венецианская штукатурка весьма популярный вид оформления стен. Но главное, что необходимо учитывать для получения лучшего результата, это грамотный подбор как материала, так и человека, который будет выполнять все работы.

Венецианская штукатурка: архитектурное бельканто

Точно такая же картина и с венецианской штукатуркой. Она отличается от обычной штукатурки, как Паваротти от Кобзона. Этот материал удивителен тем, что его нельзя принести в банке из магазина, засучить рукава и намазать на стену или потолок. Ничего не получится или получится очень плохо. Да дело даже не в этом! Вот говорят, мол, «французская булка», «голландский сыр», «русский квас»…Наверное, когда-то они действительно были какого-то особого, присущего только этому национальному продукту, качества. (А с другой стороны, можно подумать, что есть еще какой-то другой квас кроме русского?) Так вот, «венецианская штукатурка» может быть только венецианской, в том смысле, что другой такой же техники просто не существует! Если сделать по-другому, то это будет уже какая-нибудь другая штукатурка. Потому что, это не просто смесь воды, гашеной извести, мраморной муки, истолченного гранита, сока каких-то загадочных растений и чего-то еще. Это специальное искусство!

Штукатурка в интерьере VIP-зала
автосалона «Италия моторс».
Фирма «Декорум-Ф»

Мало того, мы не можем показать вам на фотографии, как венецианская штукатурка выглядит. И сколько бы я сейчас не пыжилась и не расписывала, как этот материал светится изнутри удивительным светом, что стена, покрытая венецианской штукатуркой, поражает неповторимой глубиной, а выглядит она «мраморнее», чем натуральный мрамор – все бесполезно. Нет, вы, конечно, можете порассматривать и поразглядывать нашу фотографию, но она как бы не считается. Мы ее поместили только потому, что статьи положено иллюстрировать. А к всамделешней поверхности, покрытой венецианской штукатуркой это не имеет никакого отношения. Понять, насколько это красиво на самом деле, можно только увидев ее на «живой» стене, а не на картинке.

Кто первым придумал венецианскую штукатурку, и когда это случилось – неизвестно. Одно можно сказать точно, в эпоху Возрождения итальянские мастера уже владели «росписью стен под мрамор». Хотя, лично мне удивительно: декоративное покрытие, имитирующее мрамор, родом из страны, в которой никогда не было проблем с этим отделочным материалом! Однако знающие люди объяснили, что представление о мраморной облицовке как о недорогой отделке, может сложиться только у русского человека, избалованного обилием мрамора в московском метрополитене или на стенах восстановленной громады Храма Христа Спасителя. Во всем остальном мире (и в Италии в том числе) позволить себе «мраморный интерьер» могут только очень богатые люди.

Но итальянцы не были бы итальянцами, ребятами веселыми, шумными, и, что скрывать, чуть жуликоватыми, если бы не придумали покрытие под мрамор, внешне гораздо красивее, чем сам мрамор. Такой вот оптический обман. Или фокус.

Венецианская штукатурка как оптическая иллюзия

Я думаю, что со времен Микеланджело состав и способ приготовления венецианской штукатурки несколько изменился. Раньше для получения разнообразных оттенков в краску добавлялся сок растений и кровь животных. На приготовление краски одного цвета уходило несколько часов, и даже время суток могло сыграть определенную роль в работе. Сейчас все это выглядит несколько иначе, с поправкой на технический прогресс.

Внешне венецианская штукатурка похожа на сметанообразную, белую массу, в которую для получения необходимой расцветки добавляется краситель. Эта масса может иметь или известковую, или синтетическую основу. Еще в состав венецианской штукатурки входят такие компоненты: мраморная мука, истолченный гранит, гашеная известь сок каучуконосных растений, вода. От фирмы-производителя зависит, все или несколько компонентов будут входить в рецептуру. У каждой фирмы – свои нюансы.

Наносить штукатурку можно хоть на бетон, хоть на дерево, хоть на гипсокартон. Главное – идеально выровнять стены. И в этом нет ничего особенного (хотя мы и думали раньше, что обои в цветочек придумали для того, чтобы скрыть ямы и колдобины на стенах.) Во всем мире ровные стены – строительная норма. После выравнивания приступают к следующему этапу работ – грунтовке. Будем считать, что на этом подготовительный этап закончен и можно перейти к нанесению венецианской штукатурки.

Допустим, я хочу оформить стены в своей квартире венецианской штукатуркой. К кому обратиться, кто это будет делать? Вариантов несколько:

Самым приемлемым выглядит третий кандидат. То есть, если мне нужна действительно венецианская штукатурка, а не безвкусная поделка или подделка, то сделать как надо сможет только профессиональный мастер. А еще лучше, чтобы он был еще и человеком талантливым. И чтобы он был немного итальянцем. Хорошо бы не только в душе. Не плохо бы, если бы он был слегка похож на молодого Челентано. Или – возмужавшего Де Каприо…Или нет, лучше пусть он будет похож на. ну, впрочем, я что-то отвлеклась.

Стоимость работ в этом случае составит 15-20 $/кв.м. (Даже, если мастер будет похож на папу Карло в старости). Не забудьте учесть в смете будущих расходов, что работа, как правило, в два-три раза дороже стоимости материала.

Но – к делу. Допустим, стены готовы. Они идеально гладкие, прогрунтованы по всем правилам строительного дела. И вот с этого места начинается таинство создания «мраморного» шедевра. Процесс это сложный и очень трудоемкий. Венецианская штукатурка наносится несколькими слоями. После нанесения каждого слоя нужно обязательно подождать пока он высохнет, а во время работы всю поверхность несколько раз приходится шлифовать.

Техника нанесения венецианской
штукутурки фирмы «Крит»:

1 – нанесение фона;
2 – шлифовка;
3, 4, 5 – нанесение отделочных слоев;
6 – нанесение воска

Первый слой – сплошной. Он наносится равномерно на всю стену и задает тон будущему произведению. Кроме этого он позволяет окончательно выровнять поверхность. Все последующие слои – отделочные. Наносятся они так: гибким стальным шпателем «рисуются» отдельные короткие мазки и стена становится похожа на леопардовую шкуру. Сверху накладывается еще один «пятнистый» слой, потом еще один. И так до тех пор, пока пятнистость не станет еле уловимой, как игра света и тени. Потом «произведение» должно высохнуть, и уже после этого накладывается защитный слой воска. Подойдет и натуральный, и синтетический воск.

Поверхность, покрытая натуральным пчелиным воском, глянцевая. А воск на синтетической основе дает теплый матовый оттенок и водонепроницаем. Поэтому, если вы хотите оформить венецианской штукатуркой стены в ванной комнате или бассейне, то лучше взять синтетический воск, он идеально защитит покрытие от влаги.

Я думаю, что именно восковой слой и дает ощущение оптической иллюзии. Тонкая прозрачная пленка меняет угол преломления светового луча, и кажется, что стена не плоская, а как бы уходит в некую глубину. Стена становится полупрозрачной, и внутри начинают угадываться каменные разводы. Поверхность играет и переливается. А еще, удивительное дело, возникает ощущение, что поверхность у стены бархатная и шелковистая. Как такое получается, мне вообще не понятно. Я же говорю, объяснить, как это выглядит – никак невозможно.

Хотя я и пытаюсь объяснить все эти фокусы физическими законами, наверняка, без магии и даже мистики здесь не обошлось. Вот пример. Я остановилась перед «венецианской» стеной, расписанной настоящими профессионалами (это важно, потому что у стен, которые оформляли любители такой трюк не получается), и захотела ее потрогать. Так вот, я протягиваю руку, и понимаю, что зрительно (и физически) не могу понять, в какой момент моя рука коснется стены. Я ее не вижу! Пространство каким-то загадочным образом «расширяется и уходит в глубь бесконечности». Вот такой непостижимый эффект есть у «венецианской штукатурки». Если есть возможность, можете сами попробовать проделать тот же опыт, только учтите, что освещение должно быть немного приглушенным.

Продавцы иллюзий

Штукатурка в интерьере
автосалона «Италия моторс».
Фирма «Декорум-Ф»

А сейчас пришло время разобраться, кто у нас в стране готов взяться и превратить стены моей квартиры в Зазеркалье? Вот несколько фирм, мастера в которых возьмутся за эту работу. И сделают качественно, так, чтобы было не хуже итальянских мастеров.

Фирма «Декорум-Ф» работает на нашем рынке 5 лет и представляет продукцию итальянского завода «Вальпэйнт» (Valpaint). Выбор материалов, предлагаемых фирмой, чрезвычайно богат. В их числе, «Rococo», используемый при создании венецианской штукатурки. Специалисты «Декорум-Ф», которые учились матерству у итальянцев, сохранив общий принцип нанесения венецианской штукатурки, добавили в технику исполнения свои «фирменные» штрихи, что позволяет им создавать оригинальные и неповторимые цвета.

По правилам, второй и третий слои обязательно должны отличаться по тональности от первого. Например, они могут быть светлее, или, наоборот, темнее основы. И в том, и в другом случае создаются разные эффекты. А чтобы добиться большего сходства с природным камнем, художники специально прорисовывают прожилки. Поэтому надо иметь в виду, что за рабочий день мастер в состоянии покрыть венецианской штукатуркой только 5-6 квадратных метров стены.

Ни одна фотография не может передать красоту стен
с отделкой венецианской штукатуркой
Фирма «Ягер» (Jaeger), коллекция Villa Venezia

Фирма «Хагери-М» (Hageri-M) представляет в столице продукцию германского завода «Егер» (Jaeger), специалисты которого разработали даже оформительскую программу под названием «Вилла-Венеция», превращая вашу невзрачную и стандартную недвижимость в роскошное жилище в стиле «итальянский дворец Дожей». Она очень дорогая, и даже состоятельный человек вряд ли сможет оплатить всю стену. А вот сделать фрагмент на стене, как бы панно или картину, смогут позволить себе многие. Но, увы, изысканное покрытие этой фирмы очень нежное, совершенно не стойко к механическим повреждениям и к воздействию влаги и сырости.

В программе «Вилла-Венеция» есть три отдельных направления. Поверхность, выполненная в технике «Стакко Венециано» похожа на полированный мрамор, а «Фреско Венециано» напоминает натуральный камень и, кстати, пользуется у нас большой популярностью. В технике «Антиква» поверхность становится мягко-бархатистой, напоминающей акварельную роспись.

Вот так (схематично) создавалась эта красота:
1) грунтовка и шлифовка;
2) нанесение мазков тонким слоем в несколько заходов;
3) нанесение 3-х слоев подряд и шлифовка;
4) полирование

Теперь о деньгах. Здесь ситуация такая: по цене различается не только сам материал, но и класс выполнения работ. В принципе, можно заказать недорогое исполнение, но будет – не очень. А если, допустим, работу выполнит преподаватель из художественного училища – то тогда и класс, и порядок цен будет уже совсем другой.

Фирма «Крит» предлагает венецианскую штукатурку итальянской фирмы-производителя «Виеро» (Viero). На севере Италии в провинции Валькувия вот уже тридцать лет «Виеро» выпускает разнообразные покрытия для отделки и фасадов, и интерьеров. Среди прочего – и старинная венецианская штукатурка «Lithos», что по-древнегречески означает «камень». В ее основе нет такого компонента как известь, поэтому этот материал необыкновенно пластичен. Это дает возможность даже рисовать «картины». Кроме того, технологический цикл гораздо короче, чем у аналогов других фирм. Кроме того, в фирме «Крит» используют натуральный воск «Cera LTS», который не пропускает влагу. А его искусственный заменитель «L 105» с этим справляется еще лучше (его, кстати, разработали в Италии специально по заказу фирмы «Крит»).

Фрагмент стены с отделкой
венецианской штукатуркой.
Фирма «Крит»

Любой цвет, любые красящие добавки, по желанию заказчика, сделают прямо в Москве, а не в далекой Италии. Следовательно, не придется ждать месяц или даже больше, пока изготовят нужный колер. Надо сказать, мастера этой фирмы имеют хорошую репутацию и у нас в Москве, и в других российских городах.

Фрагмент картины «Похищение Европы»,
выполненной с помощью венецианской
штукатурки. Фирма «Крит»

Ну, хорошо, допустим, мы ее купили, пригласили хорошего мастера, он сделал все, как надо. Сидим, любуемся, показываем гостям. Тут возникает закономерный вопрос, а как долго у меня в доме продержится вся эта красота? Какие гарантии дают мне фирмы? Во всех фирмах нам твердо пообещали, что с нашими стенами ничего не случится весьма долго. Специалисты дают гарантию от 5 до 10 лет. Но посоветовали при расстановке мебели оставить между стеной и мебелью зазор в пару сантиметров, чтобы она все-таки лишний раз не терлась о штукатурку. Ухаживать за такими стенами, оказывается, очень просто – нужны вода, мыло, мягкая губка и мыльный раствор. Химическими чистящими средствами стены из венецианской штукатурки мыть нельзя, они испортят покрытие.

Говорят, архитектура – это застывшая музыка. Так вот, я думаю, венецианская штукатурка – это архитектурное бельканто.

Как нанести венецианскую мраморную штукатурку своими руками

Выбрать материал для отделки стен непросто. Надо чтобы он был красивым, практичным, долговечным и, желательно, недорогим. Венецианская штукатурка отвечает почти всем этим требованиям. Она красивая — похожа на натуральный мрамор, она практичная — покрытую воском поверхность можно неоднократно мыть, она долговечная — если ее не царапать специально, она не повреждается, наносится может на любые поверхности — ровные, криволинейные. Просто идеальный отделочный материал. Но, как обычно есть «но». Она дорогая. Это первый минус. Второй — наносить ее своими руками сложно. Вернее, наносить несложно, сложно без опыта получить красивую поверхность. Но можно попробовать или нанять мастера. Но перед тем, как заключать договор, попросите контакты клиентов. Если удастся — посмотрите результаты работы сами, или позвоните и спросите о впечатлениях.

Что такое венецианская штукатурка и ее состав

Если стена по внешнему виду напоминает мраморную поверхность, но на ней нет швов, она отделана венецианской штукатуркой. Этот отделочный материал был придуман столетия назад в Древнем Риме. Когда кто-то придумал смешать мраморную пыль и гашеную известь. Получился эластичный состав, который на стенах смотрелся как натуральный мрамор. Для более четкого рисунка в смесь добавляли натуральные красители.

Венецианская штукатурка наносится на стены, потолок, колонны

Самым популярным была глина. Стены имели рыжеватые или розоватые (в зависимости от цвета глины) разводы, что придавало отделке большую схожесть с натуральным мрамором. Чтобы покрытие было долговечным, оштукатуренную поверхность покрывали слоем воска, который потом полировали. Стены было не отличить от мрамора. Только швов не было.

И только спустя столетия, в эпоху Возрождения, венецианская штукатурка появилась в Венеции, где ее стали использовать вместо мраморных плит. Техника ее нанесения не была простой, но работа с венецианской штукатуркой намного легче, чем подгонка и шлифовка мраморных плит. Потому данный вид отделки стал очень популярен. Ею отделывали стены, потолки, колонны во дворцах. Отделка была красивой и долговечной, слабо реагировала на изменения влажности и температуры, что в условиях высокой влажности венецианских каналов привело буквально к повальному использованию этого материала. Способствовало популярности и то, что мраморную пыль привозить проще, да и стоит она дешевле. Остальные компоненты добавлялись добытые на месте. Слава о красивейшем отделочном материале распространялась купцами быстро, и называли его Венецианская штукатурка. С тех пор так и повелось.

Декоративная итальянская штукатурка может быть светлого или насыщенного цвета

Описанный выше состав венецианской штукатурки – мраморная пыль, гашеная известь и красящие добавки — используется до сих пор. Абсолютно натуральная отделка. Но есть составы, в которые добавляют синтетические красители (акриловые) или вместо извести используют современные связующие. Еще может быть сок каучуковых деревьев, истолченный гранит. Все или некоторые добавки содержатся — зависит от производителя, но называется этот материал тоже венецианская штукатурка, так как основной компонент – мраморная пыль – остается все тем же.

Технология нанесения

Нанесение венецианской штукатурки своими руками – дело сложное. Проблема в том, что это творческий процесс и способов нанесения масса. От различных движений получается разная по внешнему виду поверхность. Без опыта предугадать, что у вас получится невозможно. Узнать, какое движение приведет к какому результату, можно только экспериментально, то есть, надо пробовать. Но. Стоит венецианская штукатурка совсем недешево, так что опыт получается дорогостоящий. Хотя, учится как-то надо…

Техники нанесения бывают разные, вид получается очень-очень разнообразный

Читайте также:  Аммиак применение в медицине

Единственное, что можно посоветовать, заштукатурить кусок фанеры площадью не менее 1 квадрата, а лучше 2-х, отшлифовать, покрыть грунтовкой и пробовать наносить венецианскую штукатурку на этой поверхности, оттачивая технику. Приступать сразу к отделке не рекомендуется. Скорее всего, придется все снимать и переделывать заново, что обидно, дорого, долго. Если повезет, можно попасть на дилеров, которые обучают работе с венецианской штукатуркой. Они предоставляют материал и стенд для работы, показывают как надо делать. Но, такое случается редко.

Подготовительные работы

Основание, на которое наносится венецианская штукатурка, должно быть идеально ровным. Его предварительно шпаклюют и ровняют до абсолютной гладкости. Используют латексную шпаклевку. Если нанести состав на неровную стену, он только подчеркнет недостатки и увеличит расход венецианки. Можно выравнивание провести базовым слоем, но обойдется такое выравнивание очень дорого.

Вот такую стену можно получить

Ровную стену покрывают грунтовкой глубокого проникновения. Желательно в два слоя. Это обеспечит хорошую адгезию отделки, уберет пыль, которая остается после шлифовки штукатурки, предотвратит развитие грибков. После того, как стена просохнет можно начинать работу.

Перемешивание и колеровка

Продается венецианская штукатурка в ведрах, вид имеет пастообразный. Базовый вариант идет белый, для получения цвета добавляются колера, для разных эффектов есть декоративные добавки — перламутр, блестки и т.п. Заколеровать состав можно в магазине или самостоятельно.

Для самостоятельной колеровки понадобится дрель с насадкой для перемешивания. В некоторых случаях, венецианская штукатурка покрыта слоем воды — чтобы предотвратить ее пересыхание. В этом случае, перед использованием или колерованием, воду сливают. Затем, при помощи насадки на дрель, состав перемешивают до однородного состояния. И только после этого в массу выливают краситель, перемешивают несколько минут (5-10) при помощи дрели и насадки.

Надо хорошо перемешать до однородного цвета. По времени это занимает 10-20 минут

При перемешивании будьте внимательны: возле стенок ведра состав часто не окрашивается. Вынув насадку, возьмите чистый деревянный брусок небольшого сечения, проведите им вдоль стенок. Скорее всего, там есть места, куда краситель не попал. Несколько раз проведите бруском, вдоль стенок, добившись чтобы у стен был окрашенный материал. Повторно перемешайте дрелью состав до получения однородного цвета. Эту процедуру можно повторить еще раз — для большей уверенности. Есть еще один нюанс: некоторые производители рекомендуют после окрашивания подождать 12 часов.

При самостоятельной колеровке надо помнить, что в некоторые составы при высыхании цвет меняют (не все). Потому для определения будущего цвета надо сделать пробы: нанести пару мазков и подождать пока высохнет. По результатам либо добавлять краситель, либо — незаколерованый состав.

Также помните, что при ручной колеровке повторить тот же цвет не удастся. Новая партия будет отличатся. Потому материал окрашивать надо в большем количестве, чем предполагается расход: лучше уж что-то останется, чем не хватит.

Правила нанесения слоев

Слоев при нанесении венецианской штукатурки может быть от двух до десятка. Все зависит от желаемого результата. А соответствие «желаемого результата» и действительного — это дело, как раз, опыта.

Вот такую красоту можно сделать своими руками…если перед этим потренироваться

Слои наносятся по-разному, но каждый из них разравнивается и шлифуется до гладкости, каждому надо дать высохнуть. И только после нанесения и высыхания последнего, поверхность можно покрывать воском — пчелиным или синтетическим. В зависимости от вида воска получается либо глянцевая поверхность (пчелиный воск), либо матовая (на синтетической основе). Покрытые синтетическим защитным составом стены становятся еще и водо и влагостойкими, так что если хотите отделать стены в ванной венецианской штукатуркой, воск берите синтетический.

Первый слой — база. Он наносится равномерно, по правилам нанесения обычной штукатурки — надо чтобы было ровно. Его можно колеровать, можно — нет. Зависит от того, какой фон вы хотите иметь — белый или цветной. Если наносится будут 2-3 слоя материала, он будет просвечивать сквозь них. Если слоев 5 и больше, скорее всего, его видно не будет (снова-таки зависит от типа состава).

На кельму наносится небольшое количество состава и растирается по стене

Чтобы точно определиться читайте рекомендации производителя или смотрите мастер-классы по способам нанесения венецианской штукатурки. А чтобы ощутить разницу, попробуйте на куске фанеры сделать и так, и так. Это надежнее.

Второй и последующие

Второй слой венецианской штукатурки, и все последующие, наносятся хаотическими мазками. Состав берут на гибкий тонкий металлический шпатель или специальную венецианскую кельму. Состав накладывают на край шпателя/кельмы, небольшими мазками в разных направлениях наносят на стену. При этом надо стараться чтобы не виден был след от первого касания инструмента поверхности. Последующий мазок, как-бы закрывает, смазывает это место. Причем, не стоит добиваться равномерности. Вся суть — в хаотичности направлений, форм, линий, изгибов. Примерно также, как в натуральном мраморе.

Нанесение второго слоя — хаотические или в одном направлении — зависит от желания

Сохнет венецианская штукатурка 1-10 часов — в зависимости, состава, производителя, температуры и влажности. Точное время смотрите на упаковке. После высыхания поверхность затирается сухой кельмой. При этом заглаживаются все перепады, который остались после нанесения слоя. На зачищенную поверхность наносится следующий слой, высыхает, заглаживается. И так до тех пор, пока не получите нужного результата. А результат — обычно такой — через тонкие слои просвечивают более темные полосы в тех местах, где, при нанесении, состав лег более плотно. Глубина и яркость, с которой «просвечивают» полосы, зависит от количества нанесенных слоев.

Финишный

Последний слой венецианской штукатурки наносится обязательно тонким металлическим шпателем. Техника называется «на сдир» и слой получается практически прозрачный. На шпатель берут немного состава, наносят на стену, плотно прижимая лезвие собирают состав со стены обратно. При этом на стене остается очень тонкий слой материала. Вот на этом этапе надо стараться чтобы поверхность была ровной. Мелкие неровности уберутся при затирке, но стараться надо.

Это инструмент для нанесения венецианской штукатурки — специальная кельма

Железнение

Последний тонкий слой венецианской штукатурки досушиваем не до конца. Минут через 20-50 начинаем железнение поверхности. Обратите внимание, что некоторые составы надо железнить небольшими участками. Нанесли венецианскую штукатурку на небольшой участок (около половины квадратного метра), затерли. Другие производители допускают больший промежуток времени. Точно надо смотреть на упаковке или спрашивать у производителей.

Сам процесс железнения — это затирка сухой чистой металлической поверхностью. Берем чистую, без сдиров, царапин или других дефектов венецианскую кельму и круговыми движениями заглаживаем поверхность. В процессе проявляется рисунок, появляется блеск, постепенно венецианская штукатурка приобретает «глубину» и слоистость, которой и отличается натуральный мрамор.

После железнения проявляется рисунок, стена становится похожей на мрамор, имеет легкий шелковистый блеск

При железнении венецианской штукатурки надо внимательно следить за тем, чтобы не образовывались царапины, сдиры. Для этого на кельме не должно быть песчинок, крупиц материала и т.д. Также надо гладить стену плоскостью кельмы, не задевая ее краями. Обрабатываем за один раз небольшой участок, когда на нем проступит рисунок, передвигаемся на другой участок, не забывая уделять внимание границам двух участков.

Железнение венецианской штукатурки может быть последним этапом. В таком состоянии можно оставить стены или потолок в комнатах. Для коридоров, ванн, кухонь, требуется защитное покрытие воском.

Нанесение воска

Воск наносится после того, как полностью высохнет венецианская штукатурка. Для уверенности лучше подождать сутки. Воск наносится широким шпателем тонким слоем «на сдир». Толстый слой начинает со временем отслаиваться и шелушиться, потому оставляем на стене минимум.

После нанесения пчелиного воска стена становится глянцевой

Примерно через 30-50 минут после нанесения, начинаем полировать воск. Для этого подойдет ворсистая насадка на дрель или болгарку. Ворс насадки должен быть коротким и мягким, не должен сыпаться. Обороты выставляем не более 3000 об/мин. При более высоких оборотах воск стирается, а не полируется. Полировка длится до тех пор, пока не получите нужную степень блеска (зависит от типа воска).

Если нужен неяркий матовый защитный слой, используйте синтетический воск

Полное высыхание воска — около двух недель. Только по прошествии этого времени можно протирать/мыть/натирать. Если речь идет о ванной комнате, лучше не слишком ее эксплуатировать (если это возможно).

Несколько методик нанесения

Самостоятельно набивать шишки с случае с венецианской штукатуркой — дело дорогое. При этом понять по описанию, что и как делать практически невозможно, как накладывать мазки — непонятно, фраза «в хаотическом порядке» ровно ничего не поясняет, потому что полного хаоса все равно нет. Есть какой-то порядок или уклон нанесения. Так вот, чтобы было проще найти свой способ, расскажем под каким углом наносить мазки в каждом слое. Так есть вероятность, что после пары проб «на фанерке» самостоятельно уложенная венецианская штукатурка вас обрадует.

В ванной венецианка смотрится отлично

Способ первый: рисунок не слишком яркий, выражен не очень четко, плавные линии, без резких переходов. Наносить слои так:

  1. База — можно без колеровки, белым составом, ровным слоем, хорошо разравнивая поверхность. Расход — 500-600 мг/м2.
  2. Второй слой — колерованый материал. Наклон при движении кельмы — около 30°. Могут оставаться более темные и светлые полосы. Расход 220-250 мг/м2.
  3. Третий слой — колерованый. Предварительно обработать края небольшой венецианской кельмы наждачной бумагой с зерном 600, удалить грязь. Наносить состав под 45° этой кельмой. Расход 80-100 гр/м2.
  4. Через 20-30 минут, провести железнение, при необходимости нанести воск и отполировать.

Венецианская штукатурка в любом интерьере смотрится богато

Неплохой вариант с хорошим эффектом. Не слишком тяжелая техника дает надежду, что венецианская штукатурка будет выглядеть нормально даже если ее наносил новичок без навыков. Но предварительно протестируйте все на «фанерке».

Способ второй: с цветной базой, разнонаправленными мазками в каждом слое. Порядок нанесения такой:

Венецианская штукатурка на кухне должна защищаться синтетическим воском

Этот способ тоже неплох, если удастся освоить разнонаправленные движения. При этом не стоит забывать, что мазки должны быть тонкими. В общем, пробуем.

Венецианская штукатурка: видео-уроки по техникам нанесения

Венецианская штукатурка

В качестве декоративного материала венецианская штукатурка была известна ещё в Древнем Риме. Ей удалось передать затейливый рисунок природного камня, такого как мрамор или травертин и прочих отделочных пород, которые применялись для отделки роскошных домов. История ее появления довольно проста: после обработки мраморных плит оставалась пыль, которой нашли применение. Смешивая её с гашеной известью и окрашивая различными животными красителями, мастера получили новый отделочный материал.

История декорирования

Второе рождение венецианская штукатурка обрела в эпоху Возрождения. Не секрет, что Венеция расположена на воде большей частью территории. Повышенная влажность мешала применению различных отделочных материалов, например, дорогие тканые гобелены очень быстро плесневели и приходили в негодность.

Гашеная известь имеет свойство каменеть во влажной среде, а при смешивании с мраморной пудрой образует пластическую массу, пригодную для штукатурки стен и потолков. Первоначально, стены расписывалась различными красками на органической основе, а позже стали применять и колерованную массу для отделки интерьера и экстерьера.

Во второй половине двадцатого века этот материал стал трендом в дизайне интерьера. Благодаря развитию появилась акриловая смесь, которая упростила процесс изготовления и нанесения этого декоративного материала.

Виды венецианской штукатурки по составу

На сегодняшний день популярны два типа:

Известковая штукатурка – это пластичная белая или бежевая (зависит от качества извести) полупрозрачная масса. При тонком, прозрачном слое имеет полу матовый блеск. Самая популярная техника покраски несет название “Спатулатто” (spatula (итал.) – шпатель, лопатка). Очень простая, но трудоемкая техника. Сверху готового рисунка обязательно наносится натуральный пчелиный воск, который раскрывает всю глубину и красоту нарисованного каменного среза, а также защищает венецианку от воздействия влаги и агрессивной среды. Одним из недостатков является сложность в реставрации покрытия.

Акриловая венецианская штукатурка – это смесь смол и молотого мрамора белого цвета в воде. Даже неопытный мастер способен изобразить довольно красивый рисунок камня с прожилками, вкраплениями и прочими изысками природной фактуры. Если нанести данный материал тонким слоем, то при высыхании мы получим тонкий, полупрозрачный слой штукатурки.

После просушки обязательно создают защитный декоративный слой. В отличие от известковой штукатурки, для акриловой можно использовать любой вид материала, будь то восковая эмульсия, пчелиный воск и даже синтетический водный лак.

Применение “венецианки” в интерьере

Глубина фактуры венецианского узора, игра цветовых тонов, передающих изящество орнамента природного камня — это визитная карточка венецианской штукатурки. Возможность передать блеск полированной поверхности поделочных минералов сделала “венецианку” популярным трендом на рынке отделочных материалов. Еще одним весомым аргументом в пользу данного покрытия является применимость в различных архитектурных стилях и направлениях. Барокко и рококо, ар-нуво и модерн, нео классика и лофт позволят внести фактуры из венецианской штукатурки, как неотъемлемый элемент архитектурной композиции.

Подходящая поверхности для отделки и последующий уход

Венецианскую штукатурку применяют для отделки поверхностей стен и потолков в разных типах помещений. Ванные комнаты и санузлы пригодны для “венецианки”, но при условии соблюдения определенных правил подготовки для нанесения. Холлы и залы, рекреации максимально подходят для подобной отделки, ведь ни один из декоративных материалов не способен сделать торжественной, но при этом уютной среду обитания. Кухни и столовые тоже подходят, так как покрытая воском стена надежно защищена от попадания масла и прочих кулинарных прелестей. Помыть стены без ущерба для внешнего вида это мечта любой хозяйки. Как мы можем резюмировать, венецианская штукатурка весьма универсальное средство для декорирования интерьера.

Как за любым настенным покрытием, за “венецианкой” нужен особый уход и правильные методы очистки. Не следует использовать химические средства при мытье, мастера рекомендуют удалять загрязнения с помощью губки с теплой водой. Мрамор, который создает идеально гладкую поверхность, не дает грязи и пыли проникать внутрь самой штукатурки, поэтому частицы остаются сверху. Благодаря грамотному уходу спустя несколько веков люди могут наслаждаться росписями в итальянских соборах, сделанных из натуральной венецианской штукатурки.

Поверхность можно поцарапать или нанести другое механическое повреждение. В данном случае с помощью квалифицированного реставратора можно подобрать исходный цвет и локально исправить участок. Абсолютно не обязательно искать известковую или акриловую массу того же производителя, для реставрации главное подобрать правильный оттенок.

Преимущества материала

Если вы устали от стандартных отделочных материалов и хотите разнообразить свой интерьер, скажем, в стиле барокко, то вам просто необходима венецианская штукатурка. А вариантов здесь огромное множество. Поверхность может быть и матовая, и блестящая, аккуратная или с эффектом “усталости от времени”, а также с жемчужным и бархатным отливом. Существуют также самые разнообразные виды текстур и эффектов.

У венецианской штукатурки давние исторические традиции. Она была известна ещё во времена Древнего Рима. В эпоху Возрождения её технология была усовершенствована итальянскими мастерами, в результате чего она приобрела известность по всей Европе.

Исходным материалом для венецианской штукатурки является мраморная и каменная пыль, а также тонкодисперсные частицы извести и гипса. Благодаря современным технологиям, сегодня вместо природных пигментов применяются искусственные материалы, а в качестве связующего материала — акриловые и полимерные соединения.

Подготовка поверхности – это основа красивых стен

Венецианская штукатурка требовательна к поверхности даже больше, чем краски, она должны быть идеально ровной, без трещин, царапин и сколов. Все недочеты в последствии проявятся при полировке венецианки. После черновой отделки стены выравнивают шпатлевкой, потом с помощью лампы с боковым светом просматривают поверхность на возможные дефекты и после их исправления приступают к грунтованию стены и нанесению декоративного покрытия.

Выбор правильной грунтовки не менее важен, нельзя использовать материалы с кварцевым наполнителем, маленькие песчинки откроются после полировки. Глянец открывает все недочеты штукатурки при работе мастера.

Классический вид, то есть обычная белая венецианская штукатурка, является основой для создания мраморного декора. В первозданном виде работы мастеров эпохи Возрождения можно увидеть в старинных церквях Европы: в Неаполе, Риме, Флоренции, Франции и Голландии.

Венецианская штукатурка своими руками – миф или реальность?

Не стоит пытаться воплотить свои творческие замыслы по созданию интерьера самостоятельно, без помощи специалиста. Ведь каким бы ни был ваш профессиональный уровень, работа с венецианской штукатуркой — дело весьма специфическое, требующее особых навыков и знаний.

Венецианскую штукатурку наносят на идеально ровную поверхность. Для выравнивания стену необходимо армировать специальными сетками, затем прошпаклевать и затереть. Нельзя забывать о важнейшем моменте в процессе работы — грунтовке подготовленной поверхности. Иначе, со временем, вы рискуете столкнуться с осыпающимся готическим шедевром, на создание которого ушло столько времени и сил. На 15–20 кв.м. хватит литра грунтовки. После высыхания образовавшиеся наплывы шлифуются.

Практика показала, что с венецианской штукатуркой можно работать практически на любой поверхности. Исключением являются дерево и металл. Структура данных материалов такова, что неизбежно образование трещин на поверхности столь дорогостоящего и хлопотного материала.

Проведя все необходимые подготовительные работы, можно приступать к творческому воплощению идеи. Подобно художнику, мазками и пятнами мастер наносит тонкие слои штукатурки. Слоёв может быть от двух до десяти. Два слоя являются основными, а третий — отделочным. Чем больше количество слоёв, тем естественней и изысканней выглядит венецианская штукатурка. В пределах одного мазка тон венецианской мраморной штукатурки меняется несколько раз, что создаёт ей эффект свечения. Причём толщина штукатурки, вполне приемлемая. После завершения работ вся поверхность шлифуется и покрывается натуральным воском, что непременно приведёт к усилению оптической иллюзии восприятия. Кроме этого, будет создана дополнительная защита от влаги.

Работу по нанесению, шлифовке, и полировке такого вида штукатурки нужно осуществлять быстро, пока материал пластичен и податлив. Методы нанесения венецианской штукатурки позволяют создать самые разнообразные, неповторимые рисунки. Зачастую слои, это один цвет, но в разных вариациях, однако, вполне возможно, сделать и узоры с множеством цветов, и фресковую роспись. Используемые специальные пигменты попадают во все наложенные слои штукатурки, что делает рисунок устойчивым. Такая картина может продержаться на стене не один десяток лет. Мраморная пыль, являющаяся основой венецианской штукатурки, обладает массой плюсов, к таким преимуществам можно отнести: устойчивость к влажности и перепадам температуры. А экологичность материала делает его поистине бесценным.

Где лучше купить венецианскую штукатурку?

Не настолько важен выбор магазина, как выбор производителя. В отличие от перламутровой штукатурки и красок, где для производства необходим ряд специфических добавок, например перламутровые пигменты серебряного, золотого, медного цветов, а также мраморная пыль с очень маленькими частицами, этот товар пытаются делать все производителя лакокрасочных материалов наряду с грунтовками, шпаклевками и красками.

Венецианская штукатурка для имитации мрамора от нашей компании более 10 лет производится на качественных компонентах высокой степени белизны, поэтому рекомендуем обратиться в один из более 250 салонов в любой точке России и приобрести красивую “одежду” для ваших стен.

Венецианская штукатурка: плюсы и минусы

Люди, которые видят правильно наложенную венецианскую штукатурку впервые, часто не верят, что это не мрамор или вообще каменная отделка. Следующая фаза удивления: «Она что – светится?!».

Три загадки венецианской штукатурки

Разгадка первой: нет, этот отделочный материал, конечно, не светится самостоятельно. Просто его фактура позволяет отлично отражать свет. При грамотной схеме освещения удается создать эффект таинственно светящейся поверхности. В отделочный слой можно добавить компоненты, заставляющие поверхность поблескивать золотом, серебром, перламутром, или использовать колеры, добавляющие блеска.

Уже готовую поверхность можно отшлифовать воском — прозрачным или глянцевым. Эти меры усилят светоотражающий эффект.

Загадка 2: Судя по названию, эту штукатурку изобрели в Венеции?

Раньше – в Древнем Риме. Римляне так любили ваять своих богов, героев и себя-любимых из мрамора (не говоря об использовании его в строительстве), что оставалось множество отходов: пыль, крошка, испорченные блоки. Практичные римляне научились использовать мелкую фракцию мрамора, смешивая ее с гашеной известью, и покрывать полученной смесью стены.

Отличный выход для тех, чьих финансов не хватало на настоящий мрамор! Да и работать со штукатуркой несравнимо проще, и транспортировать ее куда легче, чем мраморные глыбы. Но самое главное преимущество – ее можно было нанести там, где отделка мрамором была невозможна.

Жидкие обои: плюсы и минусы

Отделка стен в квартире или офисе – одна из «болевых точек» современного ремонта. Как добиться красивого и качественного покрытия стен без особых усилий и с минимальными затратами финансов и труда? Отличный вариант – жидкие обои.

Впоследствии это замечательное сочетание – каменная пыль плюс гашеная известь – вспомнило Возрождение, много взявшее от античности. Особенную популярность относительно недорогой, в сравнении с настоящим мрамором, способ отделки стен приобрел в Венеции.

Состав «венецианки» и сегодня такой же, плюс пигменты, окрашивающие ее в разные цвета. Но используют уже не только мраморную, но и гранитную, ониксовую, малахитовую, кварцевую пыль, а связующим веществом может служить не только известь, но и акрилаты – в соединении с известкой или чистые.

Загадка 3: Почему мы относительно нечасто встречаем такую красоту в интерьерах?

Это самая «капризная» из штукатурок. Поверхность для ее нанесения должна быть тщательно подготовлена, оштукатурена и загрунтована (используются составы глубокого проникновения). Идеально подготовленная стенка должна быть:

Нередко стена предварительно армируется, обрабатывается эластичными шпаклевками.

«Венецианка» наносится на стену в количестве от 3 до 10 максимально тонких слоев. Каждый наносится мазками с цветовой растяжкой (изменением цветового тона) и затирается до идеально гладкого состояния. В итоге все слои оказываются спрессованы до минимальной толщины.

Чем больше нанесено слоев, тем эффектнее – объемнее и глубже – получается оштукатуренная поверхность. Последующая обработка воском делает ее влагоустойчивой.

Работа с «венецианкой» требует от отделочника настоящего мастерства — и каждая поверхность получается эксклюзивной, ведь все зависит от величины мазков, тонкости цветовых переходов, толщины слоев, качества затирки. Так что наносить венецианскую штукатурку обычным способом невозможно — такой красоты не получится!

Плюсы материала

Какими достоинствами отличается венецианская штукатурка, кроме эстетичности? Их достаточно:

Шесть популярных принтов на обои

Мы подобрали для вас шесть самых популярных обойных рисунков, которые остаются вне времени.

Минусы материала

Это недешевый вариант отделки по двум причинам:

  1. трудоемкость подготовительных работ – подготовки стен;
  2. сложность нанесения.

Самостоятельно положить «венецианку» получится лишь после долгих тренировок, так что обычно приходится оплачивать работу мастеров.

Венецианская штукатурка в интерьере

Возможности декорирования «венецианкой» интерьеров практически безграничны. Ею можно покрыть стенки:

Три наиболее распространенных варианта покрытия:

Но настоящие мастера умеют создавать имитации и других материалов:

Покрытие из венецианской штукатурки, в силу такого разнообразия возможных решений, способно стать органичным элементом любого из популярных стилей интерьера. Его можно применять даже в небольших помещениях: его глубина визуально расширяет пространство. В маленьких комнатах рекомендуется отделывать «венецианкой» отдельные фрагменты стен.

Разновидности венецианской штукатурки и техники нанесения

Декоративная штукатурка — это материал для отделки стен и потолков внутри помещений, в том числе, с повышенной влажностью. Наносится после окончания ремонта. В основе состава синтетические или минеральные вещества, наполнитель и цветовые пигменты.

Является альтернативой обоям, краскам и другим финишным покрытиям. Благодаря разнообразию видов, эффектов и оттенков широко применяется дизайнерами.

Итальянское название венецианской штукатурки — spatolato veneziano. Покрытие имитирует структуру мрамора. Может быть полностью глянцевым или иметь блестящие фрагменты на матовом фоне.

Поверхность гладкая или в меру рельефная (углубления до 1 мм). Данный вид декоративной штукатурки имеет множество названий: мавританская, марокканская, антика, венецианка.

  1. История появления
  2. Виды
  3. Состав
  4. Самостоятельное изготовление
  5. Нанесение
  6. Spatolato veneziano в интерьере дома
  7. Ремонт
  8. Самые популярные варианты нанесения декоративного материала
  9. Бренды
  10. Vgt
  11. Derorazza
  12. Dali-Decor
  13. Parade

История появления

Состав создали древнеримские строители. В те времена основным материалом для возведения домов служил мрамор. При работе с горной породой оставалось большое количество мраморных частиц — пыли или муки. Сырье пригождалось для проведения отделочных работ. Для продления срока службы, оштукатуренную поверхность закрепляли воском и полировали.

Позже, в эпоху Возрождения, технология вновь обрела популярность, особенно в Венеции. Прием использовали для украшения лучших особняков. Венецианку применяли при отделке фасадов зданий и в интерьерах, для стен и потолков.

Антика подразделяется на виды, в зависимости от состава и техники нанесения.

  1. Классическая. Материал наносят слоями. В составе присутствует мраморная пыль и добавки для увеличения прочности покрытия
  2. Смесь, имитирующая мрамор. Благодаря мастерству специалиста, хаотично наложенные слои венецианки, приобретают сходство со структурой настоящей горной породы со светящимися прожилками разных оттенков.
  3. Фактурная штукатурка. При помощи фактурного состава можно создать покрытие, схожее с натуральными материалами отделки: кожей, древесиной, камнем. Результат во многом будет зависеть от таланта мастера.
  4. Перламутровое покрытие. Светоотражающие частицы в составе венецианки, распределенной слоями, создают эффект переливов и приглушенного блеска.
  5. Мраморная крошка разного помола. Используется для создания акцента на определенной зоне. Объемные мазки образуют диковинную композицию на части стены или потолка.

Каждый вид spatolato veneziano выглядит самобытно и стильно.

Яркие цвета венецианской штукатурки

Состав

Основное вещество в составе материала — каменная пыль. Для изготовления венецианки подходят и другие породы: гранит, кварц, известняк, оникс. Помол может быть разным. Чем мельче крошка, тем изящнее получается рисунок. Более крупные частицы оставляют более объемный след. Поверхность, на которую нанесена штукатурка с камнем крупного помола, похожа на тесаный камень.

Чаще всего в качестве связующего вещества используют гашеную известь. Также состав делают из чистых акрилатов или смешивают с известью.

Визуально и по свойствам продукт на основе акрила не отличается от известнякового. Акриловая смесь высыхает быстрее, но более экологичный вариант — известковый.

Из каменной муки и связующего вещества изготавливают раствор и доводят до консистенции сметаны. Далее, в смесь вводят пигмент.

В древности в качестве красителей использовали растения, землю и глину разных оттенков. При производстве современного отделочного материала применяют синтетические пигменты. Красители добавляют на этапе изготовления состава или покрывают оштукатуренную поверхность.

Самостоятельное изготовление

Для самостоятельного изготовления венецианской штукатурки из шпаклевки нужно купить базовые компоненты:

В качестве пигментов лучше выбирать органические акриловые красители.

Все составляющие следует смешать. В результате должен получиться однородный по консистенции и цвету состав. Смесь не должна быть слишком густой или жидкой. Разбавлять можно водой.

Для успешного проведения отделки важно качественно нанести слои венецианки.

В ходе работ потребуются:

Если на поверхности есть неровности или трещины, эти дефекты следует исправить при помощи шпаклевки и наждачной бумаги.

При нанесении материала на неровную стену, отделка будет выглядеть неаккуратно. Пострадает и качество цветопередачи.

Облегчить и ускорить процесс выравнивания поверхностей поможет дрель с насадкой в виде абразивной щетки.

После зачистки нужно удалить пыль безворсовой тканью.

При наличии существенных неровностей, после зачистки поверхности шпаклюют и шлифуют.

Усилить сцепление декоративной штукатурки с рабочей площадью, избежать отслоения и образования трещин поможет грунтовка поверхности.

Грунтовка делает покрытие более прочным и устойчивым к повреждениям.

Состав кладут в один или несколько толстых слоев. Цвет завершающего слоя может совпадать с пигментом штукатурки. В результате оттенок станет насыщенным и равномерным.

В классическом варианте на выбранную поверхность наносят два слоя венецианки. Каждый слой необходимо просушивать до 4-х ч., затем работать над следующим.

Залог успешной отделки — в равномерном распределении состава.

Венецианка из акриловой шпаклевки:

Нанесение

Для оформления стен и потолков состав наносят на поверхность в несколько тонких слоев (2-10). От количества слоев зависит объемность и сложность композиции.

Мастер наносит мазки в разных направлениях и растягивает цвета для получения уникальных оттенков.

Материал становится схож с мрамором благодаря технике окраски поверхности: мазки разных тонов наслаивают друг на друга до получения эффекта прожилок горной породы. После нанесения каждого слоя выполняют затирку поверхности шпателем или гладилкой.

Необходимо добиваться идеальной ровности. Толщина всех слоев составляет 1 мм. Профессионалу для покрытия 1 кв.м. площади понадобится не менее 50 мин.

Венецианскую штукатурку без акрилатов покрывают пчелиным воском. Воск создает блеск и защищает материал от воздействия влаги.

Для того, чтобы покрытие из декоративной штукатурки долго сохранялось в первозданном виде и красиво смотрелось на стенах или потолке, важно подготовить поверхности. Стены следует оштукатурить, установить сетку или обработать эластичной шпаклевкой.

Поверхности должны быть:

Первый слой делают очень тонким; для создания узора или художественной композиции штукатурку распределяют кельмой в 5 и более слоев.

После нанесения каждого слоя смеси, инструменты нужно промывать, иначе колеры могут смешаться. Для создания рисунка с четким контуром следует подобрать штукатурку нужных оттенков.

Дополнительного сияния и эффекта бликования можно достичь, используя в качестве финиша воск. Несколько слоев воска делают поверхность глянцевой.

Особенно привлекательно смотрится полихромное покрытие. После завершения каждого этапа для создания нужной фактуры выполняют шлифование. Сочетание различных тонов и оттенков поможет предать покрытию схожесть с мрамором или камнем.

Для создания оттенков состав делят на несколько частей. Проверить точность пропорций можно на фанере или плотной бумаге.

Основной слой распределяют по всей поверхности, включая имеющиеся углубления. Для гармоничного перехода оттенков, первый слой должен быть тонким. Далее, после высыхания, приступают к распределению следующего слоя другого цвета.

Мастер — класс от профессионала в следующем видео:

Spatolato veneziano в интерьере дома

Антика подходит для отделки стен, потолка и элементов интерьера любого помещения дома.

Белое покрытие идеально подходит для отделки потолков. А полировка предаст блеск, сияние, сделает помещение более объемным и светлым.

В детской можно создать настоящее звездное небо из штукатурки синих оттенков с серебряными и золотыми вкраплениями.

Для спальни и детской лучше выбирать материал на основе гашеной извести ввиду экологической безопасности компонента.

Поверхности стен в помещениях с повышенной влажностью и непостоянной температурой (ванная комната, туалет, балкон, кухня) обязательно следует покрывать воском в качестве финишной обработки.

Ремонт

Натуральное покрытие можно отреставрировать частично, если появилось незначительное повреждение. Если на декорированной стене появилась трещина, ее можно заполнить вставкой, имитирующей мраморную прожилку. Далее, нужно обработать воском всю стену.

Если покрытие наложено в несколько слоев, ремонтируют весь верхний слой. При необходимости реставрации сложной композиции, нужно штукатурить верхний слой и делать новый.

Самые популярные варианты нанесения декоративного материала

Художники и любители применяют разные техники декорирования spatolato veneziano.

Методы нанесения:

  1. Каррарский мрамор. Мастер накладывает слои схожих и контрастных оттенков, создавая структуру, напоминающую эту породу.
  2. Кракелюр. Стены покрывают составом с выраженными частицами камня, создают декоративные трещины.
  3. Марсельский воск. Пчелиный воск добавляют на этапе приготовления состава. Стены приобретают сияние.
  4. Мокрый шелк. Эффект достигается при использовании белой или цветной штукатурки на акриловой основе с перламутровыми пигментами и воска для создания матового финиша.
  5. Пробковое дерево (растрескивание). Первый слой состоит из нескольких оттенков. Краски не перемешивают до однородного состояния. Можно взять один тон, но результат будет менее эффектным. Массу распределяют по стене обильным слоем. После нанесения нужно сразу высушить материал механическим способов, с помощью строительного фена. Фактура меняется в зависимости от приближения или удаления источника горячего воздуха. Направленное тепло вызывает образование трещин. Так образуется фактурный узор. Далее смесь сохнет двое суток. Второй слой делают из продукта другого оттенка (бронза, перламутр, серебро). После распределения стену обрабатывают шлифовальной машиной. Композиция и фактура становятся четче. Заключительный этап — покрытие воском для защиты.

Технику выбирают в соответствии с интерьером и предназначением помещения.

Бренды

Составы для нанесения итальянской штукатурки производят многие мировые бренды.

Компания Vgt производит венецианскую штукатурку, имитирующую мрамор и другие натуральные камни.

Материал обеспечивает отличное сцепление с подготовленной стеной, удобно наносится и распределяется.

Слой материала обеспечивает нормальный газообмен с окружающим пространством.

При помощи отделочного продукта можно создать различные композиции и добиться нужного блеска. Предназначен для работ в жилых помещениях.

Фасовка: 8 и 16 кг.

Derorazza

Венецианка Stucco Veneziano от компании Decorazza поможет создать в доме ауру эпохи Возрождения.

После нанесения и полировки состав приобретает сходство с благородным мрамором или ониксом.

При помощи продукта можно создать эффект жатой материи и другие.

Известковая отделочная смесь Calce Veneziana создана для оформления и дополнения классических интерьеров. Эффекты: имитация натуральных камней. Легко приобретает глянцевый блеск при обработке.

Фасовка: от 3 до 12 кг

Dali-Decor

Декоративный материал ‘Veneziano‘ выпускается в емкостях объемом 15 кг в белом цвете. Подходит для декорирования стен, потолков, интерьерных колонн.

Parade

Отечественный производитель Parade выпускает продукт ‘Ice Venezia’ объемом 7 кг в белом цвете.

Обладает эффектом отполированного мрамора.

Актуальные цены для вашего города:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *