Возможные неисправности электродвигателя стиральной машины и способы их устранения

Вращение барабана любой стиральной машины обеспечивает электродвигатель. В старых агрегатах преобразование электрической энергии в механическую, выполняется с помощью ременных приводов, которые присоединены к барабану и вызывают его вращение.

В современных моделях используются другие типы двигателей. Но независимо от конструкции они могут ломаться. Какие бывают возможные неисправности электродвигателя стиральной машины и как их устранить, подскажет статья.

Виды двигателей

Прежде чем устранять поломки электродвигателя стиральной машины, необходимо определить тип агрегата.

Для этого выпускаются три современных типа двигателя, их особенности представлены в таблице:

В его устройстве, как и у асинхронного, только ротор и статор. Но принцип работы его отличается. Привод напрямую присоединяется к барабану. Это позволяет исключить применение соединительных элементов, которые являются самыми уязвимыми частями моторов.

Основные поломки коллекторного двигателя

Перед тем, как определить неисправность электродвигателя стиральных машин, следует внимательно осмотреть узлы. Но прежде нужно запустить двигатель, и посмотреть, будет он работать или нет.

Чтобы запустить двигатель нужно соединить последовательно обмотки статора и ротора, а затем подключить к остальным разъемам источник переменного тока, напряжение которого 220 Вольт. Если двигатель начинает вращаться, значит все хорошо. В это время можно определить, как бесшумно он работает, выявить искрящиеся щетки.

Главные причины поломки электродвигателей стиральных машин коллекторного типа являются:

Неисправности асинхронного двигателя

Существует несколько причин неисправностей и их диагностика для асинхронного двигателя, которые объединены в таблицу:

Как заменить щетки в стиральной машине

Прежде чем приступить к замене щеток, стоит просмотреть видео.

Даже надежной и долговечной стиральной машине Ардо, требуется регулярный осмотр, и замена износившихся деталей. После 5 лет работы, возможно, потребуется замена щеток мотора, которые могут потерять полноценный контакт.

При обнаружении неисправности электродвигателя стиральной машинки марки Ардо 1000, связанной с заменой щеток двигателя, необходимо приобрести такой набор инструментов и приспособлений:

Инструкция по замене щеток двигателя:

Чтобы определить размещение электромотора в стиральной машине, необходимо найти шкив барабана, а затем двигатель и приводной ремень, который соединяет их. Ремень снимается после поддевания его отверткой и прокруткой шкива.

На этом этапе приводной ремень не нужен. Просто машина запускается в режиме стирки. Это необходимо сделать, чтобы щетки хорошо притерлись к коллектору двигателя.

Таким же способом устраняются и неисправности электродвигателей стиральных машин tl.

Обрыв и замыкание статорных и роторных обмоток

При уменьшении мощности двигателя, возможно, произошло короткое замыкание, между витками обмотки. При этом барабан машины может перестать вращаться или вращаться медленно.

При остановке двигателя, скорее всего, был обрыв в обмотках статора. Это может произойти при слишком сильном нагреве корпуса мотора, причиной которого является короткое замыкание в обмотках движка. При нагревании двигателя до температуры выше 90ºС, срабатывает специальный защитный термостат.

Совет: Оптимальная температура для работы электродвигателя не должна превышать 80ºС.

Для проверки наличия обрыва в обмотках, можно использовать тестер в режиме омметра, подсоединенного к соседним ламелям. В разных положениях вала между ламелями сопротивление, рядом расположенных элементов, должно быть одинаковым — от 0,1 до 0,4 Ом.

Короткое замыкание в обмотке двигателя может появиться при нарушении изоляции. В этом случае понадобится менять весь двигатель, или снова создавать обмотку, но это очень сложно. Замыкание в двигателе может быть причиной и других неисправностей.

Заключение

Имея желание и некоторые навыки ремонта бытовой техники, можно устранить неисправность электродвигателя стиральной машины атлант, или любого другого агрегата самостоятельно. При точной уверенности, что причина поломки машины в неисправности двигателя, нужно его демонтировать из машины, а затем проводить ремонтные работы.

В этом случае, все зависит от конкретного мотора в стиральной машине, где может размещаться разный тип агрегата.

Как выполняется замена и ремонт двигателя стиральной машины?

  1. Причины неисправностей
  2. Определение поломки
  3. Распространённый ремонт мотора
  4. Замена двигателя стиральной машины

Двигатель – единственный источник крутящей силы, механической энергии, без которого ваша стиральная машина не справится со стиркой белья. Он подвержен износу – как и остальные подвижные части стиральной машины-автомата (СМА). На него ложится большая нагрузка, чем на барабан, – с учётом механических потерь на трение соприкасающихся поверхностей.

Причины неисправностей

Причины, по которым стиральная машина не выдаёт требуемую механическую мощность, шесть.

Перегрев двигателя – верный признак короткозамкнутых витков: температуры в этой точке таковы, что соседние витки также могут выгореть, а мотор работает нестабильно.

Причин, по которым машина не стирает бельё (барабан неподвижен), пять.

Первоначально определив, в чём причина, легко починить СМА своими руками.

Определение поломки

Проблема, исходящая от двигателя, проявляет себя по-разному.

  1. Искрит снизу – износились щётки, отгорели клеммы, соединяющие силовой кабель с двигателем.
  2. Трещит – возникло межвитковое замыкание в обмотках, компоненты двигателя покрылись токопроводящей графитовой пылью.
  3. Свистит – повышенный уровень свиста исходит от инвертора, управляющего перегруженным инверторным двигателем.
  4. Стреляет – пробой обмотки двигателя или ТЭНа на корпус. Чаще всего такое происходит, когда машина греет воду, а также запускается двигатель (он работает в периоды, задаваемые программно). Пробой проверяется тестером – в режиме омметра.
  5. Барабан движется рывками – нарушилась ременная передача, ремень растянут. Рывковая работа двигателя наблюдается и при изношенных щётках или нечёткой работе инвертора, ненадёжном электропитании, отсутствии чёткого замыкания при включении управляющих реле на плате, окисленных клеммах на проводах.

Первым делом проверке подлежит сам двигатель.

Распространённый ремонт мотора

Чтобы добраться до двигателя, сделайте следующее:

Проверьте работу отдельных узлов мотора.

Щётки

Выверните по бокам двигателя запорные винты и извлеките щётки. Если они почти полностью сточены – замените их на точно такие же. Идеальный вариант – купить аналогичные, это расходник для мотора. Ресурс щёток – до 15000 ч.

Подшипники

Может потребоваться разборка статора (он обычно разделён на две половины) либо ротор извлекается с одного торца. На концах ротора (или в самом статоре) закреплены подшипники. Замените их на точно такие же. Их можно найти на любом хозрынке. Возможна их взаимозаменяемость – от похожих двигателей.

Провода

Поменять и провода, и клеммы легче, чем другие детали. Подойдут любые силовые провода с сечением до 1,5 мм2. Клеммы и кабели можно найти в строительном супермаркете. Новые клеммы с проводами соединяются при помощи паяных соединений. Если провод оборван – соединение восстанавливают с помощью пайки, и изолируют это место.

Провода с нарушенной изоляцией подлежат замене.

Ламели

Ламель – медная пластинка на токоведущем «пояске» ротора. Количество ламелей может достигать 20. Соответственно, количество обмоток – 10, т. к. начало и конец обмотки подключаются при помощи парных ламелей и контактируют со щётками. Графит, стачивающийся со щёток в процессе работы, может «зачернить» ламели. Почистите их при помощи мелкой наждачки. Если ламель отслоилась, поможет лишь замена всего ротора: в коллекторных двигателях обмотки залиты компаундом или эпоксидным клеем, и подпаять ламель к концу обмотки нельзя.

Статор

Выгорание статорных обмоток требует замены статора. Зачастую обмотка статора также залита компундом или «эпоксидкой», и ремонту такой двигатель не подлежит. Если в сервис-центре не нашлось рабочего статора от подержанного двигателя, в котором сгорел или износился ротор, то двигатель неремонтопригоден и заменяется целиком. На «незалитых» двигателях статор перематывается и самостоятельно – нужна лишь катушка нового эмальпровода нужного сечения.

Термопредохранитель

Заменить термистор легко. Он является быстросъёмным элементом. Чаще всего он располагается на пластинах статора. Подозрение в поломке термистора возникает, когда перегретый мотор остыл, контакт ЭБУ с двигателем имеется, а мотор не запускается.

Попробуйте включить мотор «накоротко» – обойти термистор с помощью дифавтомата (если мотор берёт 220 вольт) или перемычки. Установив перемычку, перезапустите программу СМА с места остановки.

Замена двигателя стиральной машины

Если мотор всё же неисправен – и неремонтопригоден, то сделайте следующее:

Читайте также:  Выбираем и устанавливаем панели для потолка на балконе

Подключите вновь подачу и сток воды, откройте кран водопроводной линии. Попробуйте запустить машину. Стирка белья будет выполняться штатно в соответствии с параметрами выбранной программы. Если работоспособность СМА восстановлена, то поставьте её на прежнее место после окончания стирки.

О том, как делать замену щеток и подшипников мотора, смотрите далее.

Возможные неисправности электродвигателя стиральной машины и способы их устранения

Бывает так, что в нижней части стиральной машинки появляется отрывистый огонёк. Это говорит о том, что машинка стала искрить. Естественно, такая проблема быстро привлечет внимание владельца машинки и он ее выключит для того чтобы изучить причины поломки.

Почему искрит стиральная машина

Как появляется такая проблема?

Стиральная машина искрит в процессе функционирования, и искрение может появляться по некоторым признакам:

· Сопровождается прерывистым звуком.

· Искры можно увидеть через стеклянную поверхность агрегата, которая расположена внутри бака.

Какие бывают причины поломки?

Стиральная машина искрит в процессе работы и основными причинами появления искрений является:

· Выход из строя щеток электродвигателя.

· Возможна поломка ламелей коллектора мотора.

· Произошло короткое замыкание тэна.

· Выход из строя электронного модуля.

Необходимо знать, как только появляются такие проблемы, то сразу следует отключить машинку от электросети.

Почему искрит стиральная машина — частые причины

Искрение в процессе работы стиральной машины — признак того, что она работает неправильно. Чтобы избежать пожара и еще большего повреждения прибора, стоит остановить его работу, обесточить оборудование, вызвать мастера, который проведет осмотр и ремонт стиральной машин. Проблему удается решить. Но если техника куплена много лет назад и значительно изношена, возможно есть смысл задуматься о покупке новой.


В ней есть лишь 4 прибора, которые могут спровоцировать появление искр:

Определить причину и устранить ее может только мастер. Не стоит рассчитывать на то, что проблема исчезнет сама и при следующей стирке искрение не появится. Такое отношение лишь усугубит проблему и может привести к трагедии.



Модуль управления

Замыкает наш список электронная «начинка» стиральной машины — мозг, если хотите. Именно он выполняет заданные вами команды, в зависимости от нажатых кнопок, включенного режима и так далее. Искры в данном случае, если вам и «повезет» увидеть, то лишь единожды – когда сгорит электроника. Как правило, означает смерть платы и сопровождается запахом горелого пластика/изоляции. Возможно наличие дыма. В лучшем случае вы заметите проблему раньше. Хорошим звоночком могут стать мигание индикаторов, не работающие программы стирки и сбои в работе двигателя. Такие проблемы сигнализируют о незначительной неисправности, поддающейся ремонту. Справиться с такой задачей сможет только человек, разбирающийся в платах и электронной начинке.

– износ, замыкания в элементах платы (пылья/вода), скачки напряжения.

– при легком повреждении возможен мастером по ремонту стиральных машин. Самостоятельный ремонт рекомендуется только тем людям, которые точно знают, что делают. При тяжелых повреждениях плата полностью заменяется.

Подводя итог

Стоит сказать, что все же остаются 5%, в которых искры могут быть вызваны другими причинами. Например, если это новая стиральная машина или после ремонта с заменой двигателя и щеток. Прочие причины — скорее уникальные случаи, чем регулярность, поэтому описывать мы их не будем. Надеемся, статья оказалось вам полезной.

Если у вас возникли вопросы, смело звоните на номер телефона, указанный на сайте, — консультация является бесплатной. Мы выполняем ремонт стиральных машин в Ростове-на-Дону и в радиусе 30 км от него. Если вам необходим мастер своего дела, заполните заявку, и менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время.



Щетка двигателя

Если машина искрит внизу, искать причину в первую очередь стоит в щетке двигателя. Эта деталь отвечает за приведение двигателя в движении, при стандартных условиях эксплуатации служит 5 лет. Повышенные нагрузки, превышение объема белья, перепады напряжения и другие причины приводят к тому, что двигатель искрит. При этом появляется также нехарактерный шум, запах паленого пластика. Предшествовать проблеме может снижение производительности машинки.

Ремонт предполагает полную замену детали на новую, после чего оборудование прослужит еще несколько лет.

Выясняем суть проблемы и ее локацию

Неисправность в виде искрения может быть связана с поломкой и выходом из строя различных узлов. Чаще всего искры можно заметить на финальном этапе отжима под барабаном в задней части стирального агрегата. Там, где находится двигатель. Искры сопровождаются треском. Иногда можно увидеть даже «фейерверк» Если принюхаться, можно услышать запах гари и паленого пластика.

Иногда может заискриться и верхняя часть корпуса, в районе панели управления, но это происходит намного реже. Обычно после такого искрения техника не включается или включается, но не реагирует на команды.

У нас спрашивают: «Что делать: позвонили в сервисный центр, а мастера посмеялись и сказали, что все в порядке, может ли так быть?»

Может. Искрение – это норма в двух случаях. Так бывает, что на вашей старой и доброй стиральной машинке недавно меняли щетки в двигателе, ну или сам двигатель. Еще машинка может искрить, если вы ее недавно купили. Новая техника просто выходит в рабочий режим.

В двух описанных случаях искрят щетки двигателя, которые притираются. При сборке или ремонта узла они устанавливаются правильно, но коллектор и щетки все равно должны притереться друг к другу. Чтобы это произошло как можно быстрее, старайтесь в первое время не перегружать барабан, а еще лучше загружать его на четверть или на половину, выставляйте средние обороты отжима, не нужно, если ваша машинка отжимает на 1600 об/мин, столько и ставить. Да и вообще такая скорость отжима – больше маркетинговый ход. 1000 об/мин обычно достаточно, чтобы отжать белье.

Если искры появились не после замены щеток – вы столкнулись с неисправностью. Давайте искать причину!

Если вы столкнулись с искрением, скорее всего, дело в двигателе, но не всегда. Давайте разбираться почему искрит!

Запаситесь отвертками, плоскогубцами и гаечными ключами. Эти инструменты нам понадобятся для того, чтобы получить доступ к внутренним узлам агрегата.

Снимите заднюю крышку и внимательно рассмотрите мотор, плату управления и провода, которые идут в разных направлениях. Ведь иногда бывает замыкание на корпус или повреждение изоляции проводки. Если источник искрения сразу обнаружить не удалось, запустите стирку и внимательно осмотрите узлы. Во время стирки искриться могут следующие элементы:

Ламель коллектора мотора

Ламель — часть мотора, по которой и скользят упомянутые ранее щетки. Для закрепления ламелей на производстве используется клей, который со временем или в результате неправильной эксплуатации разрушается.

Если двигатель стиральной машины искрит именно из-за повреждения ламелей, то в большинстве случаев мотор придется полностью заменить, поскольку производители отдельные запчасти для замены не выпускают. Если повреждения незначительные, мастер предложит выполнение ремонта без полной замены, но такие ситуации встречаются крайне редко.

Поломка ламелей коллектора двигателя

Если щетки двигателя в приемлемом состоянии, а искры все-таки возникают, то возможна поломка или сильная изношенность ламелей. Они могут выходить из строя при частом и длительном использовании стиральной машины. Наличие данной неисправности проверяется следующим образом: необходимо вручную несколько раз провернуть вал двигателя.

При этом вы можете услышать стук щеток о ламели. Этот стук сообщает нам о том, что ламели неисправны. К сожалению, их нельзя заменить. И для того, чтобы устранить поломку придется менять весь двигатель целиком. В видео, которое расположено выше, показано, как снять и устанавливать двигатель для смены щеток. Оно поможет вам извлечь старый двигатель и заменить его новым.

Новый двигатель, да и вообще любые запасные части для стиральной машины вы сможете найти и заказать при помощи Яндекса, Google, а так же других поисковых систем. Также вы можете обратиться в сервисные центры вашего города.

Интересное:

Трубчатый электронагреватель или сокращенно ТЭН — элемент, отвечающий за нагрев воды до требующейся для стирки температуры. Из-за повышенной жесткости воды в большинстве городов, а также по причине того, что владельцы стиральных машинок никак не борются с этой проблемой, ТЭН часто покрывается видимым слоем накипи. Это приводит к полному выходу нагревательного элемента из строя или становится причиной появления искр. Также ТЭН искрит из-за поломки регулятора температур, плохого контакта проводки.

Если проблема в ТЭНе, то машинка искрит снизу. Решение проблемы — полная замена нагревательного элемента.

Искрит нагревательный элемент

Когда искры видны через люк барабанного отсека, причиной может быть ТЭН. Проверить его рабочее состояние можно с помощью тестера (мультиметра) или стрелочных измерительных приборов.

Прежде чем приступить к проверке, необходимо открутить фильтр, расположенный внизу фасадной части стиральной машины, и слить воду из бака. Заранее подставьте под фильтр емкость для воды или подложите тряпку.

Нагревательный элемент находится внутри корпуса машинки, в его нижней части. В зависимости от модели ТЭН располагается спереди бака или за ним. Если задняя крышка цельная либо занимает большую площадь стенки, значит водонагревательный элемент находится за баком. В противном случае — снять нужно переднюю стенку. Далее щупы мультиметра присоединяются к контактам нагревательного элемента. Дисплей тестера покажет сопротивление ТЭНа. Для сравнения показателей сначала необходимо рассчитать нормальное значение:

U — напряжение сети;

P — мощность водонагревателя. Она указана в инструкции к стиральной машине (эту информацию легко найти в интернете).

Полученная цифра — расчетный показатель. Если мультиметр покажет 1 — внутри детали обрыв, 0 — замыкание. Если значение тестера равно расчетному показателю, ТЭН исправный.

Также водонагреватель нужно проверить на пробой. Для этого один щуп подсоединяем к клемме, другой — к корпусу. Если прибор начнет «пищать», ТЭН пробит, не подлежит ремонту и требует обязательной замены. Привести ТЭН в негодность может сильно жесткая вода, большое количество грязи.

Если при проверке ТЭН оказался пригодным, значит искры исходят от окислившихся контактов. Их необходимо зачистить.

Панель управления


Автоматические стиральные машины, выпускаемые и другими брендами, оснащены электронным модулем управления. Он настраивает параметры стирки, отвечает за то, чтобы машинка работала с минимальным участием человека.

Искры при поломке блока управления появляются крайне редко. Неисправность на начальной стадии проявляется сбоями в программах стирок, миганием индикаторов. Затем панель управления перестанет реагировать на нажатие кнопок, машинка не включится или откажется выполнять свои функции.

Ремонт возможен, но выполняется крайне редко. Чаще требуется полная замена блока управления, гарантирующая безукоризненную работу оборудования.

Механическое повреждение ламелей

Причиной проскакивания искры может стать неравномерный износ или поломка ламелей коллектора мотора. Чаще всего поломка возникает при истязающей эксплуатации, когда машинка используется много раз на день, без необходимой передышки. В результате такой работы мотор перегревается, ламели коллектора не выдерживают нагрузок.

Чтобы убедится в поломке ламелей необходимо демонтировать двигатель, и прокрутить ротор. Если щетки издают не естественный звук «клацают», то это прямой указатель на поломку ламелей. В этом случае лучшим вариантом ремонта будет замена приводного мотора.

Виды двигателей

Прежде чем устранять поломки электродвигателя стиральной машины, необходимо определить тип агрегата.

Для этого выпускаются три современных типа двигателя, их особенности представлены в таблице:


Коллекторный

В корпусе смонтирован тахогенератор или датчик Холла, который подсчитывает количество оборотов. От перегрева устройства, двигатель защищает термопредохранитель. Крепится агрегат на четырех болтах с тыльной стороны бака.

Замыкание в цепи ТЭНа

Обнаружить короткое замыкание в цепи ТЭНа можно не разбирая стиральную машинку. Для этого достаточно посмотреть через стекло загрузочного люка в нижнюю часть барабана. Если будут замечено, то появляющееся, то исчезающее свечения, то это свидетельствует о наличии неисправности в работе ТЭНа. Необходимо произвести разбор стиральной машины и демонтировать нагревательный элемент. Нужно произвести визуальный осмотр узла на наличие подгорелых контактов, целостности проводки. В случае необходимости заменить.

Самостоятельный ремонт двигателя стиральной машины

Самым главным движущим звеном современной стиральной машины является её электродвигатель. Он отвечает за вращение барабана в режимах стирки, полоскания и отжима. И если он сломается, то аппарат замрёт. Можно ли провести ремонт двигателя стиральной машины своими руками, не прибегая к помощи опытных специалистов?

Имея прямые руки и определённые навыки ремонта простой бытовой техники можно отремонтировать что угодно, в том числе и двигатель стиральной машины. Если вы точно уверены, что причина отсутствия работоспособности заключается в неисправности двигателя, можно приступать к его съёму и проведению ремонтных работ.

Перед тем как приступить к ремонту двигателя стиральной машины, нужно получить информацию о типе используемого в конкретном аппарате двигателя, ведь в зависимости от типа стиральной машины, в ней может стоять разный тип двигателя. Здесь может быть установлен бесщёточный асинхронный двигатель, простой коллекторный двигатель или двигатель с прямым приводом.

Асинхронные двигатели отличаются высокой стойкостью к поломкам, но в современных стиральных машинах они используются достаточно редко. Другое дело коллекторные двигатели – они работают на подавляющем большинстве аппаратов. Они характеризуются неплохими техническими данными и дешевизной, могут работать до 8-10 лет.

Помимо машин с коллекторными двигателями, на рынке присутствуют модели с прямым приводом. В них используются специальные двигатели, отремонтировать которые самостоятельно практически невозможно. Да и производители дают на них настолько продолжительную гарантию, что легче отдать сломанный двигатель на ремонт в сервисный центр. Например, гарантия на двигатели от LG составляет 10 лет.

Читайте также:  Бак на трубе для бани: виды, особенности и как сделать своими руками

Снятие двигателя со стиральной машины


Но вернёмся к нашему коллекторному двигателю. Как мы будем производить его ремонт? Для начала мы рассмотрим, как его снять. В первую очередь снимаем заднюю крышку и ремни также как и при замене ремня стиральной машины. После этого приступаем к удалению удерживающих его болтов — система крепежа может незначительно отличаться. Также не забываем разъединить соединительные клеммы, с помощью которых двигатель подключается к питающим проводам.

В некоторых моделях двигатель может оказаться зажатым самим баком. В этом случае бак нужно будет немного приподнять, что позволит с относительной лёгкостью освободить мотор. Кстати, количество удерживающих двигатель болтов может отличаться – для их снятия приготовьте набор ключей.

Задняя крышка не позволяет добраться до двигателя и снять его? Тогда попробуйте снять одну из боковых стенок – вполне возможно, что именно здесь и будет находиться доступ к двигателю.

Выявление неисправности мотора

Коллекторные двигатели обладают одним важным преимуществом – простотой. Здесь чаще всего ломаются три вещи – щётки, ламели, обмотки. Давайте разберёмся, как осмотреть узлы и выявить неисправность. Но перед этим попробуем запустить двигатель, так как нам нужно посмотреть, заработает он или нет.

Для запуска двигателя нужно последовательно соединить обмотки ротора и статора, после чего подключить к оставшимся разъёмам источник переменного тока с напряжением 220 Вольт. Если всё хорошо, то двигатель начнёт вращаться. В это время мы можем определить его шумность, выявить искрящиеся щётки.

Щетки


Если вашей стиральной машине примерно 10 лет, то щётки будут в ужасающем состоянии – на это чаще всего указывает сильное искрение двигателя. Износившиеся щётки имеют небольшие размеры, вы это увидите сразу. Если щётка целая, то она будет достаточно длинной, без сколов и трещин. Если это не так, то нужно произвести замену.
Для замены щёток старайтесь использовать оригинальные комплектующие – благодаря этому срок службы отремонтированного двигателя возрастёт. Выбрать щётки для стиральной машины и самостоятельно заменить их — это дело несложное, но ответственное.

Обмотка ротора и статора


Если двигатель работает с непонятными шумами или не выходит на полную мощность, сильно гудит или греется, то причиной этому может стать неисправность обмоток. Проверяются обмотки с помощью самого обычного мультиметра (в режиме омметра), последовательным прикосновением щупов к соседним ламелям. Расхождение по сопротивлению не должно превышать 0,5 Ом. Если же это не так, то мы можем диагностировать межвитковое короткое замыкание.

Также нам нужно определить работоспособность статора – это делается аналогичным образом. В последнюю очередь проверяем замыкание всех обмоток на статорное или роторное железо (на корпус). Для этого пользуемся мультиметром, приложив один щуп к корпусу, а вторым проходя по ламелям и выводом статорных обмоток.

Если обмотки исправны, то сопротивление будет очень высоким (десятки и сотни мегаом).

Износ ламелей


Диагностировать износ ламелей так же легко, как и износ щёток. Для этого нужно просто осмотреть коллектор, полностью извлекая ротор из двигателя. Отслаивание ламелей, обрыв подводящего контакта, наличие заусенцев – всё это приводит к тому, что щётки начинают искрить.

Причиной отслаивания ламелей является заклинивание ротора или наличие межвиткового КЗ. В результате этого ламель начинает перегреваться и отслаиваться. Если оборвался контакт в месте соединения с ламелью, то причины могут быть самыми, но вернуть провода обратно бывает очень сложно.

Замена щеток на двигателе стиральной машины

Щётки на коллекторных электродвигателях меняются достаточно легко. Лишь некоторые модели могут доставить нам некоторые неудобства – иногда крепления щёток спрятаны в глубине двигателя, поэтому его приходится полностью разбирать. Это характерно для старых двигателей, а в новых образцах всё осуществляется гораздо проще – можно обойтись обычной отвёрткой, поддев ею крепления, выступающие вблизи самого коллектора.

Если в вашей машине установлен двигатель старого образца с закрытыми щётками, то его нужно разобрать. Постарайтесь разобрать его так, чтобы его можно было легко и быстро вернуть в исходное состояние, ничего не напутав. В крайнем случае, фотографируйте каждый свой шаг. После замены щёток попробуйте прокрутить двигатель – щётки должны шуршать по ламелям мягко, без сильных шумов, не цепляясь за них.

Что делать, если неисправна обмотка

Что делать, если мы обнаружили короткое замыкание или обрыв? Оптимальный вариант – найти такой же ротор или такой же статор. Если мы отдадим двигатель на перемотку, то с нас возьмут столько, что хватит на новый двигатель и ещё останется сдача. Это связано с тем, что помимо перемотки, ротор необходимо отцентровать, чтобы избежать его биений.

Проточка ламелей самостоятельно


Произошло отслоение ламелей? Тогда нужно оценить масштабы бедствия. Если ламель отслоилась буквально на 0,5 мм, поможет обыкновенная проточка на токарном станке – зажимаем ротор и аккуратно выравниваем толщину ламелей. После этого аккуратно очищаем промежутки между ламелями, в них не должно остаться следов металлической стружки.

В качестве результата мы получаем ровную поверхность из множества ламелей, с хорошо прочищенными промежутками – для того чтобы убедиться в этом, проверяем сопротивление между ламелями омметром. Если омметр показывает короткое замыкание, то промежутки между ламелями нужно прочистить более тщательно.

Кстати, проточка ламелей не всегда даёт положительные результаты, так как чаще всего мы устраняем следствие, а не причину. Следует помнить и о том, что вернуть ламели к заводскому виду практически невозможно, поэтому проточка не является панацеей. Если же ламель отслоилась полностью или оторвалась, следует отправить двигатель в мусорный бак – сделать здесь в домашних условиях ничего нельзя.

Не отчаивайтесь, если двигатель не удалось отремонтировать, ведь с помощью него можно сделать различные самоделки из стиральной машины, например, точильный станок.

Коллекторные электродвигатели стиральных машин

Ремонт и проверка работоспособности коллекторных электродвигателей стиральных машин.

В современных стиральных машинах используются несколько типов приводных двигателей: коллекторные, асинхронные, а также с прямым приводом барабана — они отличаются по принципу работы и по конструкции. Для обеспечения работы асинхронного двигателя требуется фазосдвигающий конденсатор — подобная схема включения двигателя используется в большинстве старых моделей СМ.

В современных машинках для управления асинхронным двигателем используется сложная электронная система управления, поэтому его проверка без специального стенда (или «тестовой» СМ) вызывает определенные затруднения. Еще большие проблемы вызывает проверка двигателей с прямым приводом (например, они используются в машинах LG DirectDrive). Их трудно проверить отдельно, так как они являются частью конструкции бака. К тому же, для этих двигателей также необходима сложная система управления.

Наиболее просто (в том числе и в домашних условиях) можно проверить коллекторные двигатели, на этом мы остановимся более подробно.

В большинстве современных СМ приводные коллекторные двигатели включены по схеме, показанной на рис. 1.

Рис. 1. Схема включения коллекторного двигателя в СМ

Из рисунка видно, что цепь питания двигателя происходит по следующей цепи: 220 В — управляющий симистор (регулирует скорость вращения двигателя) — контакты реле реверса (I или II) — обмотка статора — обмотка ротора — 220 В.

Переключение обмотки статора в стиральных машинах производится как с помощью контактных групп командоаппарата, так и с помощью реле, расположенных в электронном модуле.

Изменение направление вращения вала двигателя производится изменением полярности включения обмотки статора. В некоторых моделях стиральных машин обмотка статора имеет отвод. Он используется в режиме отжима. В этом случае питание подается на один из крайних выводов обмотки и упомянутый отвод. Если же обмотка статора подключена через крайние выводы, СМ работает в режиме обычной стирки мотор работает на малых оборотах.

В простейшем случае для проверки работоспособности двигателя многие ремонтники соединяют последовательно обмотки статора и ротора (якоря) и подают на них сетевое напряжение (рис. П1.2).

Рис. 2. Схема проверки коллекторного двигателя

Указанная схема имеет свои недостатки, один из которых заключается в том, что работоспособность двигателя с помощью нее полностью проверить все равно не удастся. Даже если вал двигателя и будет вращаться, подобная проверка все равно не выявит скрытых дефектов, проявляющихся, когда он работает в реальных режимах эксплуатации СМ, например, под нагрузкой.

К тому же эта схема включения не имеет никакой защиты: если в обмотках двигателя имеются короткие замыкания, он будет работать что называется «вразнос». Чтобы избежать возможных неприятных последствий при проверке двигателя, в его схему питания устанавливают дополнительный балласт. В качестве последнего, например, можно использовать любой ТЭН от стиральной машины (см. рис. 3) или мощную осветительную лампу (500 Вт и выше).

Рис. 3. Схема проверки коллекторного двигателя с балластом

Если в обмотках двигателя есть короткое замыкание и через них протекает повышенный ток, ТЭН будет заметно нагреваться.

Можно иным способом проверить в динамике работоспособность двигателя: соединить его обмотки, как на рис. 2, но питать через лабораторный автотрансформатор мощностью не менее 500 Вт.

Подобное включение позволяет плавно регулировать обороты двигателя и легко контролировать любые нештатные ситуации в его работе. В качестве защиты подобной схемы можно использовать обычный плавкий предохранитель номиналом 5—10 А).

Если ЛАТР найти не удалось, можно вместо него использовать электронный (симисторный) регулятор, рассчитанный на управление нагрузкой соответствующей мощности. Регулятор можно изготовить самостоятельно, найдя подходящую схему в радиолюбительской литературе или в Интернете.

Есть еще один способ проверки работоспособности коллекторного двигателя — по интенсивности искрения между коллектором ротора и щетками. Возникновение сильных искр в месте контакта щеток и коллектора указывает на то, что двигатель неисправен. Подробнее на этом мы остановимся ниже.

Неисправности коллекторных двигателей могут быть вызваны следующими причинами:

На самом деле причин может больше, но мы остановимся подробно только на перечисленных выше, как наиболее характерных.

Типовые неисправности коллекторных двигателей

Износ щеток

Износившиеся щетки на коллекторном двигателе необходимо своевременно заменять (лучше всего на оригинальные). Но как быть в случае, если нет возможности заменить щетки на оригинальные?

Износ щеток во многих случаях можно определить внешним осмотром или по интенсивности искрения на коллекторе двигателя: как под нагрузкой (в баке машинки есть белье), так и без нее — в этом случае, возникают обильные искры (не по всему периметру коллектора). Следует учесть, что подобное обильное искрение появляется и в том случае, если новые щетки не притерты к коллектору.

Также возможны случаи, когда при значительном износе щеток наблюдается потеря мощности двигателя — например, если барабан стиральной машины не «проворачивается» с загруженным в него бельем (за исключением случаев, когда щетки заклинивают в щеткодержателе — «зависают»).

Отметим, что замена щеток аналогами от других коллекторных двигателей достаточно сложна по нескольким причинам. Перечислим некоторые из них, а также рассмотрим рекомендации по замене щеток аналогами.

Щетки от другого двигателя, как правило, имеют другую форму и размеры — поэтому перед установкой их необходимо соответствующим образом обработать (обточить). Одной особенностью щеток моторов для стиральных машин является их значительная длина — это затрудняет подбор аналогов от других коллекторных двигателей, например, электроинструмента (на рис. 4. слева доказаны щетки с щеткодержателями от двигателя стиральной машины, а справа — от электроинструмента).

Рис. 4. Щетки

При установке «самодельной» щетки в щеткодержатель следует проверить ее свободное движение (без зацепов) по всей длине рабочего хода без бокового люфта. Упомянутый люфт может привести к перекосу щетки в щеткодержателе и ее возможному «зависанию» (то есть заклиниванию в щеткодержателе и вследствие этого — возможной потере контакта с коллектором).

Щетки должны быть выполнены из так называемого электрографита (смесь сажи, чистого графита и специального связующего вещества, прошедшая отжиг при температуре около 2500 °С). Этот материал (на примере отечественных электрографитовых щеток ЭГ-74) имеет твердость (15—50) х 10 7 Па и удельное сопротивление 35—75 мкОм х м.

Дополнительную информацию на эту тему можно найти в ГОСТ 21888-82. В крайнем случае, при выборе материала щеток можно использовать обычный мягкий графит — только в этом случае срок службы щеток будет значительно меньше.

Известно, что чем выше твердость щеток, тем они долговечнее (медленнее изнашиваются). В этом случае следует учесть, что чересчур «твердые» щетки быстро изнашивают коллектор. Наверно, истина где-то посередине. Поэтому будем условно считать, материал щеток коллекторных моторов зарубежных стиральных машин имеет параметры, соответствующие приведенным выше.

При подборе аналогов щеток следует также обратить внимание на наличие медного хвостика (если он есть в оригинальных щетках). В щетках, самостоятельно обточенных под требуемые размеры (в соответствии с оригиналом) рекомендуется использовать прижимную пружину от старых щеток.

Не стоит использовать аналоги щеток, выполненных из графита с внешним медным покрытием (такие щетки предназначены для электрических машин, рассчитанных на низкое рабочее напряжение). Это вызвано тем, что медная пыль, попав в промежутки между ламелями коллектора, может привести к коротким замыканиям между ними, и, в конечном счете — к выходу из строя ротора.

Отметим, что после самостоятельного изготовления щеток, необходимо в нижней их части сделать фаски и при необходимости выполнить косой срез (если щетки «косые», или, если правильно, говорить «реактивные» — то есть соприкасаются с коллектором под определенным углом).

Установка аналогов щеток также предусматривает так называемую «притирку» последних.

Она имеет следующие особенности:

Читайте также:  Возможные формы и фактуры ПВХ-панелей
Межвитковые замыкания (или обрыв) в обмотках статора или ротора

При обрывах или межвитковых замыканиях обмоток возможны следующие характерные дефекты:

1. Двигатель не работает (обрыв в обмотках статора).

Подобный дефект также возможен по причине перегрева корпуса двигателя вследствие межвитковых замыканий в обмотках. При значительной температуре корпуса (обычно, более 90 °С) должен сработать защитный термостат (он разрывает цепь питания двигателя). Нормой считается температура корпуса двигателя не выше 70. 80 °С — подобная температура может быть достигнута при выполнении так называемых «длинных» циклов стирки стиральной машины;

2. Потеря мощности двигателя (межвитковые замыкания в его обмотках).

Этот дефект может проявляться, например, если мотор не может «провернуть» барабан с загруженным в него бельем (без белья барабан вращается). Следует отметить, что аналогичный дефект может наблюдаться при износе щеток мотора, а также при неисправности фазосдвигающего конденсатора, стоящего в цепи питания мотора (в устаревших моделях стиральных машин) — поэтому при поиске причин потери мощности мотора следует учесть и эти факты;

3. Отслоение ламелей ротора.

При значительном увеличении тока через обмотки двигателя (вследствие межвитковых замыканий в обмотках или при «заклинивании» вала двигателя), ламели на коллекторе нагреваются и отслаиваются (подробно об этом мы остановимся ниже).

Обрыв обмоток ротора легко выявить с помощью омметра, подключив последний к любым соседним ламелям коллектора. Вращая вручную ротор, контролируют сопротивление его секций — во всех положениях вала сопротивление между соседними ламелями должно быть одинаковым (0,1—0,4 Ом). Если сопротивление между одними из соседних ламелей возрастает до 5. 9 Ом (или более) — возможно, в этой секции имеется обрыв обмотки.

Но не стоит отчаиваться — часто подобное проявление бывает вызвано неконтактом одной из ламелей в месте соединения ее с обмоткой (на краю каждой ламели есть специальный крючок, который обеспечивает соединение с соответствующей, секцией обмотки ротора). Если неконтакт вызван именно по этой причине, можно аккуратно «проклепать» проблемный крючок.

Хочется отметить, что в подобных случаях использование пайки недопустимо, так как это не принесет ожидаемого эффекта — при работе мотора ламели коллектора сильно нагреваются, пайка разрушается (соответственно, электрическая цепь вновь разорвется), а центробежная сила может разнести остатки олова куда угодно (с самыми непредсказуемыми последствиями). Кстати, пайка ламелей может нарушить балансировку ротора, что также может привести к повышенной вибрации в его работе.

Также возможны замыкания в обмотках двигателя (межвитковые замыкания, например, вызванные пробоями в изоляции), но здесь уже помочь нечем — двигатель нужно менять или заново перематывать его обмотки. Самостоятельная перемотка, например, обмоток якоря в большинстве случаев дает отрицательный результат.

Для выполнения подобных работ нужна специальная технология, которую можно соблюсти только в заводских условиях.

Отметим, что замыкания в обмотках двигателя могут повлечь за собой выход из строя уже целого ряда компонентов в составе стиральной машины — подгорание (или полное разрушение) контактов на разъемах электронного модуля и соединительного шлейфа, отказ элементов силовых цепей в составе самого модуля (реле реверса, силовой симистор, контактные группы командоаппарата и др.).

Дефекты ламелей коллектора

Дефекты коллекторных двигателей, вследствие неисправности ламелей на самом деле немного — это неконтакты ламелей и секций обмотки ротора, а также перегрев и возможное последующее отслоение ламелей.

Ламели крепятся на коллекторе с помощью клея, а электрическое соединение их с секциями обмотки ротора обеспечивают специальные «закусывающие» крючки.

Самый распространенный дефект ламелей — это обрыв провода секции ротора в месте соединения с той или иной ламелью (об этом мы подробно останавливались выше).

Гораздо худший случай, когда по разным причинам ламели перегреваются и отслаиваются (см. рис. 5).

Рис. 5. Перегрев и отслоение ротора

Подобный дефект обычно бывает вызван короткими замыканиями в промежутках между ламелями, замыканиями в секциях якорной обмотки или вследствие механического торможения (заклинивания) ротора — в любом случае ламели сильно нагреваются (и отслаиваются), вследствие прохождения через них тока, значительно превышающего номинальный уровень.

Торможение якоря двигателя возможно, например, при заклинивании подшипников мотора или барабана СМ. Также подобный дефект возникает, если в машинках с вертикальной загрузкой потребители забывают закрыть створки барабана — раскрытые створки блокируют вращение барабана, а вследствие этого — и якоря мотора.

В подавляющем большинстве случаев дефекты ламелей (перегрев, отслоение и др.) являются следствием других неисправностей двигателя, элементов стиральной машины или вследствие некорректных действий пользователей.

Если отслоение ламелей на коллекторе незначительное (менее 0,5 мм), подобный дефект устраняется проточкой самого коллектора на станке (не всегда, правда, с положительным эффектом). Не следует забывать, что после подобной операции в промежутках между ламелями может оставаться медная стружка (или пыль), поэтому необходимо тщательно очистить эти промежутки. Кроме того, на ламелях после проточки коллектора могут остаться заусеницы — их также необходимо удалить.

Сам факт отслоения ламелей на коллекторе легко выявить как визуально — так, если вручную вращать ротор двигателя, щетки в этом случае будут издавать сильный характерный треск.

Ремонт и проверка двигателя стиральной машины

Есть множество факторов, которые могут приводить к поломке стиральной машины. Среди них заводской брак, несоблюдение правил эксплуатации, плохая водопроводная вода, некачественные средства для стирки и т.д. При этом неполадки могут происходить в разных частях агрегата. Какие-то элементы отремонтировать достаточно просто, какие-то потребуют профессионального вмешательства, а есть запчасти, которые в случае неисправности не подлежат ремонту, а нуждаются в замене.

Двигатель – это важнейший элемент стиральной машины, без которого она просто не сможет работать. Поломка двигателя считается серьезной неисправностью, для устранения которой принято вызывать мастера. В этой статье мы расскажем вам, как можно проверить это устройство в домашних условиях, не обращаясь в сервисный центр.

Первое, что следует сделать перед началом диагностики, – это определить, двигатель какого типа установлен в вашей стиральной машине. Всего существует несколько видов двигателей, которые производители используют для оснащения стиралок. Представим краткую информацию о них в виде таблицы.

Основные элементы конструкции

Достоинства

Недостатки

стартер и ротор

стартер, ротор, тахогенератор, электрощетки

Бесколлекторный (прямого привода)

стартер и ротор

Способы проверки

Существует два способа, позволяющих самостоятельно проверить исправность двигателя стиральной машинки. Для того чтобы суметь ими воспользоваться, вам нужно иметь хотя бы элементарное представление об устройстве двигателя и о том, как происходит его питание. В интернете можно найти множество схем, которые в доступном виде отображают эту важную информацию.

Причины поломок и способы их устранения

Причина

Что делать?

Поломка ламелей (пластин-контактов) в коллекторе

Обрыв в обмотке ротора или стартера

Видео расскажет о том, как можно диагностировать неисправности двигателя самостоятельно, не вызывая мастера на дом.

  • Если, проведя диагностику двигателя, вы пришли к выводу, что необходимо заменить электрические щетки, не следует покупать первый попавшийся вариант. Специалисты советуют искать оригинальные запчасти от производителя, так как щетки другой модели, скорее всего, не подойдут к вашей стиральной машине.
  • Проверяя двигатель, нужно позаботиться о том, чтобы в результате проверки он не вышел из строя из-за перепадов напряжения. Для этого рекомендуется подключить к цепи дополнительный элемент, например, ТЭН или светильник с достаточно высокой мощностью.

Ремонт и замена двигателя стиральной машины

Ремонт и замена двигателя стиральной машины

Главным движущим звеном в стиральной машине является ее двигатель. Он заставляет барабан двигаться в различных режимах стирки. При поломке мотора стиральная машина замрет. Возможен ли ремонт двигателя стиральной машины самостоятельно?

Типы двигателя стиральных машин

До начала ремонтных работ определите тип двигателя, который используется в конкретной стиральной машине. Варианты двигателей в зависимости от типа машины:

Асинхронный двигатель

Асинхронные двигатели обладают высокой устойчивостью к поломкам, однако в современных машинах их можно встретить очень редко, наряду с этим, коллекторные двигатели установлены в большинстве агрегатов. Они достаточно дешевые, демонстрируют неплохие технические характеристики. Срок службы таких моторов 8 – 10 лет.

Моторы с прямым приводом

Двигатели стиральных машин с прямым приводом, отремонтировать самостоятельно почти нельзя. Кроме того, производители на такие агрегаты дают длительную гарантию (иногда до 10 лет), тому проще отправить стиральную машину в сервисный центр, нежели самостоятельно заниматься ее ремонтом.

Коллекторные двигатели

Коллекторные двигатели имеют одно главное преимущество – простота конструкции. При их ремонте можно обойтись быстрой заменой отдельной части. В таких стиральных машинках, как правило выходят из строя: обмотки, щетки и ламели.

С чего начать ремонт стиральной машины?

Пробуем запустить мотор стиральной машины и обнаружить шумы, искрящиеся щетки и иные посторонние эффекты.

Для того чтобы приступить к ремонту любой детали стиральной машины, необходимо её разобрать. Замена двигателя стиральной машины, начинается с разбора корпуса машинки и со снятия сломанного мотора, потому запаситесь всем набором необходимых инструментов. Ниже под статьёй вы найдёте ссылку на статью о том как правильно разобрать стиральную машину.

Процесс снятия двигателя

Рассмотрим процесс снятия, на примере коллекторного двигателя:

  1. Снимаем заднюю крышку машины и ремни;
  2. Удаляем болты, удерживающие мотор;
  3. Не забываем разъединить соединительные клеммы (при помощи которых мотор подключается к электропроводам);
  4. В некоторых моделях мотор бывает зажат баком. В таком случае бак нужно немного приподнять и освободить мотор.

Число и размеры болтов, удерживающих двигатель, может отличаться, потому целесообразно для их снятия будет приготовить набор ключей.

Неисправности мотора

Неисправность щётокУ стиральных машин с десятилетним возрастом щетки, как правило, находятся в ужасном состоянии. На это указывает искрение мотора. Износившаяся щетка будет обладать небольшими размерами. Неповрежденная деталь будет длинной, без сколов и трещин. Замена щетки на оригинальную увеличит срок службы отремонтированного двигателя на много лет.
Неисправность обмотки статораЕсли при работе мотора слышны посторонние шумы, он работает не на полную мощность и греется при этом – причиной тому может стать неисправность обмоток. Проверить их можно при помощи мультиметра (в режиме омметра) путем прикосновения щупов к ламелям. По сопротивления расхождения не должны быть больше 0,5 Ом. Если показатели больше – то диагностируют межвитковое короткое замыкание. Работоспособность статора определяется таким же образом. После всего проверяем замыкание всех обмоток. Для этого необходимо использование мультиметра, один щуп которого нужно приложить к корпусу, а вторым пройтись по ламелям и выводом статорных обмоток. Когда обмотки исправны, сопротивление достигает десятков и сотен мегаом.
Износ ламелейОпределить износ ламелей настолько просто, как и износ щеток. Полностью извлекая ротор из двигателя, осмотрите коллектор. Расслаивание ламелей, наличие заусенцев, обрыв контакта приводит к искрению щеток. Ламели отслаиваются из-за заклинивания ротора, а также наличия межвиткового КЗ. В конечном итоге ламель перегревается и отслаивается. Иногда вернуть провода бывает очень трудно.

Ремонт двигателя

Замена щеток

Замена щеток, выполняется достаточно просто при помощи обычных инструментов, однако если на вашей стиральной машине стоит двигатель старого образца – вам придется разобрать его, чтобы поменять щетки. В таком случае запоминайте последовательность разбора мотора, а еще лучше – фотографируйте, чтобы быстро вернуть все назад.

Ремонтируем обмотку

Как правило обмотка ремонту не подлежит , лучшим вариантом будет найти аналогичный ротор или статор. Если отдать двигатель в сервис на перемотку, то стоимость подобной услуги будет равна покупке нового мотора. Поэтому не удивляйтесь если мастер при неисправности обмотки посоветует Вам замену всего двигателя.

Ремонт ламелей

Ремонт ламелей, также является дорогостоящей и сложной процедурой и при неисправности ламелей, Вам скорей всего потребуется замена всего двигателя, хотя, если отслойка ламелей не более 0,5 мм, и у Вас есть опыт работы и доступ к любому токарному станку, то можно проточить ламели. Для этого необходимо зажать ротор и аккуратно выровнять толщину ламелей, после чего очистить промежутки между ламелей от металлической стружки.

В итоге должна получиться ровная поверхность из большого количества ламелей с прочищенными промежутками. Чтобы убедиться в этом – проверьте сопротивляемость омметром. Если он демонстрирует короткое замыкание, то нужно тщательнее прочистить промежутки между ламелями.

И помните что если у Вас не достаточно опыта или не совсем понятна процедура ремонта или замены то мы советуем не приступать к ремонту, а вызвать мастера по ремонту стиральных машин на дом , который и проведёт диагностику, выполнит ремонт или замену всего двигателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *